0
2717
Газета Наука Интернет-версия

24.11.2004 00:00:00

Психология и психопатология терроризма

Александр Кантор

Об авторе: Александр Матвеевич Кантор - кандидат исторических наук, клинический психолог, член Европейской ассоциации университетских преподавателей психоанализа (EAUTP, London). Статья написана на основе доклада на Международном форуме "Психология и психопатология терроризма" в Санкт-Петербурге. Автор благодарит за сотрудничество и диалог по данной теме президента Национальной федерации психоанализа России профессора М.М. Решетникова.

Тэги: агрессивность, дети, терроризм, психология


агрессивность, дети, терроризм, психология Рост детской и молодежной агрессивности не нуждается в обосновании и достаточно очевиден.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Масштабы нынешних российских бедствий потрясают. Сводки новостей переполнены описаниями экстремальных выходок молодых людей и даже детей: от телефонного терроризма одиночек до групповых насилий, совершаемых бандами малолеток 11–13 лет. Рост детской агрессивности не нуждается в обосновании и достаточно очевиден: тысячи разбитых витрин, стекол автомашин, поджоги транспортных средств и строений, избиение «чужаков» кавказской и азиатской внешности, возбужденные выкрики молодежных «стай» и т.д. Характерная особенностью молодежной агрессивности – императивность и неотложность, которая постоянно присутствует и в повседневности.

Наркоман – «существо» коллективистское

Безусловно, в этой динамике существенна роль резкого падения качества жизни и связанных с ним роста страхов существования, без преувеличения – связанных с выживанием. Витальная угроза (и не только террористического происхождения) буквально носится в воздухе. И в подобных ситуациях (при регрессии до примитивного уровня реагирования) есть два выхода: бегство или борьба. Поэтому неудивительно, что одни бегут в мир «ирреального» – алкоголя и наркотиков, а другие – выбирают «борьбу», декларируя отказ от наркотиков и проповедуя «здоровый образ жизни» (скинхеды). Однако нередко мы видим слияние этих близких по «духу» частей молодежной популяции. Ни для кого не секрет, что именно молодежь составляет ударную силу городских бандформирований.

С конца 80-х годов в стране резко возросло потребление алкоголя, а также убийств и самоубийств «в состоянии опьянения». По количеству самоубийств Россия уже на 2-м месте в Европе (после Литвы). Более 30% смертей в России (от общего количества) также связаны с алкоголем. Для сравнения: в большинстве цивилизованных стран этот показатель равен 5–12% (США – от 3 до 5). А если в абсолютных показателях – мы имеем примерно 3,5 млн. «алкогольных смертей» в год. Значительная часть умерших по указанным причинам относится к пьющим в возрасте 19–30 лет. Показательна и «дополнительная» динамика: рост смертности от алкоголя стал обгонять рост его потребления, так как резко сократился «цикл» от привыкания до гибели пьющего.

В конце ХХ века мы заметили, но пока очень вяло реагируем на стремительный, фантастически, точнее трагически, эпидемический рост наркоманий. Поколение 90-х включает уже более миллиона наркоманов, оборот наркотиков переваливает за тысячу тонн в год, при этом «приоритетными» с самого начала становятся самые сильные («тяжелые») наркотики – главным образом героин. А наркоман – это «существо» еще более (нежели алкоголик) коллективистское, вовлекающее в «новый прекрасный мир иглы» десятки и сотни из ближайшего окружения. Бум азартных игр и эротомании – еще одно проявление зашкаливающей агрессии.

Страх соматического порядка

У нас, безусловно, есть основания говорить о некотором принципиальном, структурном сходстве экстремального и зависимого типов личности.

Как те, так и другие ориентированы на результат и «достижение» (особых состояний), обе группы стремятся к ощущениям силы, контроля над окружением, отличаются неповиновением общепринятым нормам морали и нравственности, демонстрируют коллективное пренебрежение к ценностям здоровья и человеческой жизни. Обоим типам присуще нарциссическое удовлетворение и навязчивое воспроизведение патологического способа действий, а также нежелание, а нередко – и неспособность объяснить собственное поведение, ограничиваясь междометиями или клише регрессивного характера, близкого детскому: «(не) хочу – (не) буду». В обеих группах маниакальность легко переходит в меланхолию, и оба состояния легко принимают крайние формы проявления.

Для психопатолога ясно, что речь идет о серьезных аффективных расстройствах, продуцирующих настолько острые переживания, что их носитель вынужденно алекситимичен, то есть не в состоянии их вербализовать (проговорить или обсудить), и поэтому «вынужден» отреагировать или отыгрывать собственные эмоции вовне. Фрейд еще в своих ранних работах писал о «непереносимых представлениях» (intolerable ideas), способных репрезентироваться либо конверсионно-телесным образом (в форме телесных – идеомоторных – эквивалентов), либо путем превращения их в страх, также соматического порядка, способный вызвать вегетативно-висцеральные нарушения. Может быть, стоило бы признать, что в современных условиях мы имеем некоторую модификацию этой репрезентации: в форме разрушения собственного тела (аутоагрессии, в том числе – алкогольно-наркотической) или агрессии, направленной вовне?

Сила связанного с непереносимым представлением аффекта слишком велика. Его невозможно вытеснить, его можно только подавить и таким образом вызвать его трансформацию в те или иные поведенческие (патологические) эквиваленты. Такой аффект не поддается психологической проработке, а его носитель легко теряет самообладание, прибегая, таким образом, к описанным выше действиям и мотивациям примитивно-защитного характера. Другой существенной особенностью носителей мощных аффектов является потребность в заражении, (вовлечении других), суть которого можно объяснить потребностью в «разделении» аффекта («стадный инстинкт»).

Деструктивность опыта и опыт деструкции

Каковы же источники (и содержание) порождающих аффект «непереносимых представлений»? К таковым многие специалисты различных направлений почти единодушно относят: дефицит эмоциональной близости и теплоты в отношениях со значимыми для ребенка в раннем возрасте родительскими (или заменяющими их) фигурами; неустойчивость либо конфликтность этих отношений; страх потери важных объектов, разочарование в любви к ним, отсутствие чувства признания своей значимости и уникальности. А, по сути, отрицание позитивных факторов подтверждения уникальности своего существования.

Деструктивность подобного опыта впоследствии приводит к формированию чувства собственной никчемности, отчужденности от мира и даже от самого себя. Отчужденности, доходящей до дереализации и деперсонализации. В результате формируются ощущения нереальности окружения и собственной личности, что в молодежной и криминальной культуре характеризуется такими понятиями, как «отвязанность», «отмороженность», «крутость», эмоционально близкими к состояниям «свободного парения» в иллюзорном мире, где уже несущественны грани между жизнью и смертью.

Эти заключения можно было бы дополнить утратой смыслов существования, опустошенности и заброшенности, о чем свидетельствует сильнейший эмоциональный голод, требующий немедленного насыщения, на житейском языке «адреналином», и стимулирующий поиск эмоций – позитивных или условно позитивных, а в конечном итоге – любых. Главное, с чем психопатологи сталкиваются в подобных ситуациях, – глобальная потеря базового доверия к миру в целом.

Когда этот страх появляется, личность вынуждена «встраивать» между собою и внешним миром «посредника», способного спасти ее от непереносимых эмоций. Таковыми могут быть алкоголь или наркотик, «компенсирующие» аддиктам (зависимым личностям) дефицит внутренних сил и «помогающие» справиться с травматическими переживаниями, «успокаивающие» или предоставляющие выход для «деформированной» активности. Наркотик может также давать временное ощущение безопасности и свободы от конфликта, в то время как реальный мир несет в себе лишь тревоги и разочарования.

Другой вариант «спасения» от конфликта – отождествление себя «с героями клик и толп», которые также являются «посредниками» и даже идолами в прямом, антропоморфном, смысле слова. Они, подобно наркотику, занимают место подросткового Эго, которое отказывается от «взращивания» собственной индивидуальности. И в этом случае подросток также избавляется от переполняющих его острых негативных эмоций, психологически присваивая себе качества «героя» и присоединяясь к групповым проекциям; он обретает защиту и ощущение контроля над миром и собой. «Стадный» эффект лишь усиливает эти «благоприобретенные» чувства.

* * *

Аддиктов и экстремалов роднят как внутренняя потребность в остроте переживаний, так и тяготение к экстренным и крайним средствам спасения от них. В этом смысле для нашего анализа идеальной становится картина мира, которая расщеплена на «своих» и «чужих», пронизана эсхатологическими ожиданиями катастроф и немедленного спасения, фантазиями магического толка, параноидальными мотивами «коварных заговоров», «скрытых смыслов» и т.д. В обществе последовательно идет «сакрализация насилия» (в том числе – и на примере «операций антитеррора»). Благодаря телевидению и кинематографу террорист становится некой культовой фигурой современного общества, призванной освободить людей от зла, добровольно возлагая на себя роль «искупителя» и «страдальца».

И можно предполагать, что наряду с терроризмом фундаменталистского толка мы в ближайшем будущем столкнемся с ростом «бытового» – вполне многоликого российского терроризма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1614
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3539
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2606
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2114

Другие новости