– Сергей Андреевич, семинар называется «Управление научными исследованиями в российских университетах», и проводят его американские эксперты. Насколько это полезно и актуально для России, для страны, где совсем по-другому устроены и организация науки, и система научного образования?
– Это очень полезно по разным причинам.
30 молодых представителей из 19 российских университетов – от Владивостока до Петрозаводска, – имеющих опыт административной работы в вузе и стремящихся продолжить свою карьеру в сфере научного менеджмента, четыре дня посвятили проблеме, которая формулируется предельно просто: как найти тех людей, кто способен грамотно распорядиться получаемыми грантами на научные исследования?
Вы совершенно справедливо заметили, что система научных исследований в российских университетах сильно отличается от американской. То, что у нас наука значительно слабее развита в университетах по сравнению с американскими и по сравнению с нашими академическим и отраслевыми институтами, это недостаток. И очевидно почему: преподавательский состав стареет, молодежь не имеет возможности по разным причинам – и экономическим, и организационным – получать хорошее образование для того, чтобы продолжать и карьеру ученого, и карьеру преподавателя. Налицо разрыв между наукой и преподаванием.
Поэтому CRDF совместно с Министерством образования и науки РФ пять лет назад выступил с большой инициативной программой «Фундаментальные исследования и высшее образование», основная цель которой – интеграция науки и образования в российских университетах. В рамках этой программы сейчас уже создано 16 научно-образовательных центров в крупнейших российских университетах. Все это было сделано на конкурсной основе. Эти центры получают очень солидное финансирование. Подчеркиваю: не весь университет, а именно этот центр. Причем нет обязательного требования, чтобы эти центры были как-то юридически оформлены; это коллектив ученых, объединенных одним общим проектом, который может включать в себя несколько лабораторий, научных групп и обязательно – студентов, аспирантов, молодых ученых┘
– А откуда эти центры получают финансирование?
– 50% предоставляет американская сторона – главные финансисты Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и Корпорация Карнеги (Нью-Йорк), а управляет этими средствами CRDF; 50% финансирования предоставляет российская сторона. Это финансирование, в свою очередь, делится пополам: 25% – Министерство образования и науки РФ, 25% – из местных источников. Университеты, которые хотели и хотят участвовать в этой программе, ответственны за то, чтобы привлечь финансирование в таком объеме.
Это приличные деньги. За пять лет в виде основного гранта выплачивается приблизительно полтора миллиона долларов. Очень активно в последнее время мы проводим дополнительную программу: гранты на оборудование (за последний год мы провели два конкурса на оборудование – почти на миллион долларов), трехлетние гранты молодым ученым-преподавателям (ведение научной работы с обязательным преподаванием) и так далее.
И логичным для нас было в рамках этих программ обратить внимание на организацию научных исследований в российских университетах. Понятно, что в новой экономической ситуации она тоже должна поменяться. Начиная с того что сейчас в России фундаментальная наука финансируется или по крайней мере должна финансироваться посредством различных грантов. Мы посчитали, что такого рода семинары будут чрезвычайно полезны.
Полгода назад мы начали переговоры с Фондом Владимира Потанина, у которого тоже достаточно сильные и интересные образовательные программы. В итоге мы решили провести вот эту совместную программу. Она в масштабах деятельности наших фондов не очень большая, но мы придаем ей весьма серьезное значение. Хочу подчеркнуть, что она не в рамках нашей основной программы – «Фундаментальные исследования и высшее образование». Это наш пилотный проект с Фондом Потанина.
– То есть даже те университетские структуры, которые как бы остаются за рамками созданных вами центров, они тоже заинтересованы в проведении этих программ?
– Абсолютно точно. Идея в том, чтобы создать модель, точку роста. Понятно, что даже полтора миллиона долларов на пять лет на весь университет совершенно не хватит. Об этом и речь не идет, эти деньги не всему университету, эти деньги – центру, некоей команде, объединенной одним проектом. Интеграции университетского образования и науки также способствует разработка новых учебных курсов, новых программ, различные инновации в образовательном процессе.
Второй компонент – развитие внешних связей. Под этим мы понимаем не только связи с зарубежными партнерами, но и с российскими, региональными. Упор делается на то, что университет – это некий культурный и образовательный центр в регионе.
Третий компонент, который стоит отметить, поддержка молодых ученых. Или, если уточнить, студентов и молодых ученых. Обязательное требование в нашей программе «Фундаментальные исследования и высшее образование» – минимум 10% бюджета должны тратиться на поддержку молодых ученых, студентов и аспирантов. Все это происходит опять-таки на конкурсной основе.
– Существуют какие-то предпочтения: это должны быть естественно-научные проекты, гуманитарные исследования?
– Проекты должны быть в области естественных наук: физика, математика, биология, науки о Земле и химия.
– И все-таки, возвращаясь к первому вопросу: вы считаете, что в России уже созрели основные условия, чтобы американцы к нам приезжали и делились опытом администрирования научных исследований в американских университетах?
– Я думаю, конечно. Простой пример. Добрая половина этого семинара была посвящена простой вещи – как правильно написать заявки на получение финансирования в различных благотворительных и государственных организациях и фондах. Как оценить перспективы рецензирования этой заявки, как управлять деньгами после получения финансирования и так далее. И это обсуждение вызвало живейший интерес у наших участников.
Другой аспект – вопросы технологического трансферта, коммерциализация технологий. И это на самом деле отдельная специальность – коммерциализация научных достижений. Мы даже образовали четыре отдела трансферта технологий в наших научно-образовательных центрах. В этом у американцев опыт большой. Причем, как мы убедились, в рамках этой большой специальности есть и чисто университетская специфика. Ведь университеты при всем при том должны оставаться образовательными учреждениями.