Серебряный призер афинской Олимпиады-2004 в спортивной ходьбе на 50 км россиянин Денис Нижегородов после финиша потерял сознание...
Фото Reuters
В последние дни августа информационное агентство ВВС распространило по сути своей сенсационное сообщение: американские ученые методами генетической инженерии создали мышь, которая способна пробегать расстояние вдвое большее, чем ее «нормальные» собратья, прежде чем устанет. Понятно, что, появившись на свет в разгар олимпийского сезона, грызун получил прозвище «мышь-марафонец». Ученые добавили мыши еще один ген под названием PPAR-delta – активную копию обычного мышиного гена. У людей тоже есть такой ген, и две ведущие фармацевтические компании уже работают над препаратами, повышающими его активность. По словам создателя «мыши-марафонца» Рональда Хьюза, в будущем этими препаратами смогут воспользоваться спортсмены. Не исключается и возможность того, что к атлетам могут быть применены такие же методы генной инженерии, которые привели к созданию «мыши-марафонца».
В «мыши-марафонце» ген PPAR-delta изменяет структуру мышц: у такого грызуна появляется больше мышечных волокон, которые необходимы легкоатлетам-марафонцам и которые сжигают жир. Оставляя пока в стороне вопрос о том, сколько головной боли прибавит различным антидопинговым комитетам реальная перспектива создания «генетических» стимуляторов, отметим несомненную важность этого достижения для новой бурно развивающейся науки – геномики.
Напомним, что официальной датой рождения геномики можно считать лето 2000 года, когда биологи сообщили о расшифровке всего генома человека!
«Произошло событие колоссальной важности, – прокомментировал тогда в беседе с корреспондентом «НГ» случившееся академик Лев Киселев. – Оно пока не осознано не только обществом в целом, но даже и самими биологами».
Понять эмоциональность председателя научного совета Государственной программы России «Геном человека» несложно. Расшифрован трудно поддающийся осознанию объем биологической информации. «Гора данных, которая на нас обрушилась, миллиарды расшифрованных нуклеатидов в геноме требуют тщательного анализа, – подчеркивает Лев Киселев. – Но оказывается, что в арсенале великой математики, этой царицы наук, недостаточно инструментов для того, чтобы такие массивы информации анализировать. Такой задачи раньше перед человечеством просто не стояло! Математики вдруг обнаружили, что им есть чем заняться».
Но уже тогда академик Киселев рассказал об очень интересном исследовании, которое непосредственно имеет отношение к созданию, если можно так сказать, «генетически модифицированных олимпийцев».
Давно было замечено, что спортивная одаренность часто передается от родителей к детям. У всех на слуху, например, российские спортивные династии Третьяков, Федотовых, Ивановых┘ Заместитель директора Института цитологии (Санкт-Петербург), член-корреспондент РАН Николай Томилин и специалист по биохимии спорта из Института физкультуры им. Лесгафта, профессор Рогозкин задались очень простым вопросом: можно ли как-то узнать, имеет ли шанс тот или иной спринтер стать спортсменом высшего класса?
Ученым удалось взять для генетического анализа кровь у многих выдающихся атлетов. Отбирали действительно выдающихся, а не просто тех, кто быстро бегает. В том числе были проанализированы образцы крови спортсменов из других стран, например великого спринтера современности Валерия Борзова. Выборка получилась статистически достоверная. Для чистоты эксперимента были взяты несколько контрольных групп – спортсмены-силовики (штангисты, толкатели ядра) и выборка обычных здоровых людей. И вот, к великому удивлению исследователей, в геноме был обнаружен некий генетический признак, молекулярный маркер, который соотносится, как определили ученые, со способностью сверхбыстро бегать. Причем бегать именно на короткие дистанции!
Приложения, которые сулят практические выводы из данной работы, просто потрясающие. Теперь, когда ребенка приводят в ту или иную спортивную секцию, надо прежде всего смотреть не на его мышцы и не на его рост, а взять несколько капель крови – через двое суток вы будете знать точно, можно ли из него сделать спринтера мирового класса или нельзя. Никакими тренировками, если у ребенка этого гена-маркера нет, суперспринтера вы из него не сделаете.
Интересно, что в контрольной группе, состоящей из обычных здоровых людей, было обнаружено несколько случаев, когда такие маркеры присутствовали в геномах, но люди просто не знали об этом. Другими словами, не знали, что самой природой им предназначалось стать спринтерами экстра-класса! Одно слово – судьба┘
«Хотя я и преисполнен глубокого уважения к геномным исследованиям, но я не думал, что такое возможно, – признался Лев Киселев. – Мне всегда казалось, что такие вещи зависят от многих признаков и поэтому трудно найти чисто генетические корреляции. Но тем не менее такая корреляция найдена».
Но – нет пророка в своем отечестве. Особенно если это отечество – Россия. Работа отечественных биологов из Санкт-Петербурга не вызвала никакого ажиотажа. И вот в мае 2004 года пришла информация, которую распространили все информационные агентства мира: специалисты Японского института спортивных наук приступают к работе по выявлению генов чемпионов – особенностей генотипа, которые делают возможными выдающиеся достижения в спорте.
Как говорится – полное дежа вю!
В научной литературе есть данные более чем о сотне различных генов, которые могут быть связаны с выдающимися физическими данными, правда, японцы утверждают, что точно доказать такую связь пока никому не удалось. Однако, как видим, российские ученые доказали существование такой связи еще четыре года назад. Как бы там ни было, но если биологи из Санкт-Петербурга искали гены-спринтеры, то ученые из Японии собираются особое внимание уделить генам выносливости, которые важны для бегунов на марафонские дистанции и некоторых других спортсменов.
Теперь некоторые эксперты полагают, что не за горами век спортсменов, «усовершенствованных» генным путем. А там, глядишь, и Олимпийские игры придется проводить раздельно для генетически модифицированных олимпийцев и для, так сказать, натуралов.