Даже не верится, что такими грозными индейскими «мачо» руководили женщины.
Дантан Жен, скульптурный портрет ирокеза, 1827 г.
Помните роман Фенимора Купера «Зверобой, или Первая тропа войны»? Это о них – ирокезах, объединенных в могучую и грозную Ирокезскую лигу. Некогда они держали в страхе все индейские племена Северной Америки. Были и ожерелья из человеческих голов и боевая раскраска, наводящая ужас на другие индейские племена. Но было и другое.
═
Индейская ООН
═
Ирокезская конфедерация, объединившая Великим законом мира шесть ирокезских племен-наций – «первых народов» этой земли, как они себя называли (изначально входило пять наций, затем присоединилась шестая), – одна из старейших демократических республик на планете (по новым данным, она насчитывает более 800 лет). Конфедерация существует и поныне, хотя и в урезанном виде. Одно из первых в истории успешных объединений независимых наций, задолго до Организации Объединенных Наций. Сила ирокезов была не только в искусстве сражений, но и в искусстве мира. Ирокезские племена, раздираемые войнами, объединились в один политический союз на основе равенства, братства и взаимного уважения.
Кто только не изучал и не использовал политическую структуру и систему ценностей Ирокезской конфедерации, их глубокое понимание принципов мира и свободы. Для Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина она стала идейным источником и прообразом американской демократии, ирокезские вожди участвовали в заседаниях Конгресса при обсуждении независимости Америки. Изучал ее и родоначальник научного коммунизма Карл Маркс...
Правительство этой уникальной республики напоминало римский Сенат времен ранней республики. Ирокезы обожали всевозможные собрания и встречи, уделяя этому значительную часть времени. Ежегодно вокруг Дерева мира, символизирующего Великий закон мира, собирался Большой совет – главное собрание Ирокезской конфедерации. Практически каждая прослойка ирокезского общества и каждая деревня собирала свои советы. В «сенатах» принимались все законы и разрешались все вопросы – социальные, политические, военные и религиозные. И трудно разделить, что важнее было для ирокеза – тропа войны или социальная жизнь и участие в заседаниях совета.
При этом письменности практически не было. Ирокезы управлялись при помощи феноменально развитой памяти, использовались и различные вспомогательные средства. Самым знаменитым был так называемый вампум-пояс. Вампум – разноцветные бусы из раковин, а вампум в форме пояса заменял документы. Любое соглашение и значительное событие в ирокезской истории сопровождалось вампум-поясом, без него договор не считался действительным. На переговорах с ирокезами европейцы поражались, как те, «читая» свои вампум-пояса, легко повторяли слово в слово длиннющие документы. И превратили священные пояса в простое денежное средство.
В 1876 году был принят Индейский акт, узаконивавший дискриминацию индейцев и регулировавший практически всю жизнь индейской резервации, которую нельзя было покинуть без специального разрешения. Лишь в 1985 году были внесены поправки, отменяющие дискриминацию и восстанавливающие все права коренного населения. Но и сейчас Министерство по индейским делам Канады имеет право контролировать жизнь индейских поселений. Ирокезские активисты борются за возвращение отношений между двумя расами к первоначальному равноправному договору, зафиксированному Договором Двух рядов вампум-поясов.
Люди Длинных домов – так ирокезы себя называли. Метафора времен формирования Конфедерации, подразумевавшая, что люди должны жить семьями в одном доме. Знакомая до оскомины коммуналка? Похоже, что опыт ирокезов был успешнее. Не потому ли, что у воинственных ирокезов царил... матриархат?
═
По женской линии
═
У ирокезов хозяйство и стол были общими, распределением пищи занимались женщины – и никто не оставался голодным. Землей владели женщины, имя и право собственности переходили по женской линии. Это достаточно необычно для психологии воинственных племен, каковыми были ирокезы. В индейских верованиях женщина – созидающее начало, приносящее в мир жизнь, отсюда традиционно большее уважение к женщине. Феминистки Америки немало почерпнули из ирокезской концепции отношений между полами на основе равенства и уважения к женщине.
Но мужчины тоже не были забыты. Существовало разделение ролей. Женщины доминировали в деревне и отвечали за духовное руководство племени. И за общее тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племен и Лиги были мужчины, но назначали их опять же женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей. Реальной силой и властью ирокезской республики были ее женщины – настоящие серые кардиналы Конфедерации...
═
Разговор с Длящимся небом
═
Ирокезское поселение Канавейк около Монреаля. Подъезжая с дороги, не зная, проедешь мимо – нет никаких указателей, что после туннеля начинается ирокезская территория, обособленный и избегающий внешних контактов мир. Около 8 тысяч жителей, чистенькие деревеньки, на первый взгляд ничем не отличающиеся от провинциальной одноэтажной Канады. Отдельные домики, почти около каждого – машина. С одной стороны, старый уклад жизни, коммунистическая жизнь Длинных домов безвозвратно ушла. Большинство населения говорит на английском, лишь около 15% сохраняют индейский язык, ездят на работу на канадские предприятия.
Мне посчастливилось встретиться с матерью одного из ирокезских кланов Сельмой Делисл. Ее индейское имя Karonhiakatse (в буквальном переводе Длящееся небо). Бревенчатый дом с окнами, смотрящими на все стороны света. Беспрерывно звонящий телефон – более тридцати лет Сельма осуществляет духовное наставничество около полутысячи жителей. На столе – американский доллар, и она рассказывает, что гордый орел американского доллара имеет ирокезские корни. Орел – священный символ в ирокезской символике, защитник мира, сидящий на Дереве мира и предупреждающий, если Конфедерации угрожает опасность...
Сельма еще и целительница, знание трав и целительство передается от матери к дочери. Она выращивает и продает сборы из различных трав, консультирует по вопросам здоровья, очищения организма. Интересно, что «Индейская гербалогия Северной Америки» – настольная книга Сельмы – составлена была с участием российских ученых. На бутылочках, никаких ингредиентов, только названия, и купить их можно только там, поскольку по закону нельзя продавать лечебные препараты без перечисления ингредиентов. Причина все та же. Сельма говорит прямо: «Все приходили и забирали у нас... землю, знание. Поэтому сейчас мы не хотим делиться нашим знанием». К сожалению, секретность и отсутствие письменности привели к тому, что древнее глубокое индейское целительство и знание трав практически безвозвратно потеряны.
У североамериканских индейцев, которые некогда славились свой физической силой и выносливостью, один из самых высоких по Америке уровень заболеваемости диабетом. Но они не обращаются больше к своим лекарям, а приходят в обычные поликлиники и больницы...
В научном мире идут споры, можно ли считать матриархат ирокезов исключением из всеобщего правила патриархата, поскольку женщины не были на высших выборных должностях. Сельма на этот вопрос отвечает просто: «А зачем нам это? Как и раньше, клан выдвигает матерей клана, а они – вождей». «Мы назначаем вождей и смотрим, как они работают. Если лидер не справляются, ему дается два предупреждения, на третье – он смещается», – говорит Сельма. Кстати, недавно первый раз на роль вождя была выбрана женщина – эмансипация западного толка доходит и сюда.
Сельма показывает единственный сохранившийся на территории Длинный дом. Он обветшал. А рядом – построенный недавно, который служит для культурных и церемониальных целей. Сельма рассказывает об общественном устройстве и традициях, большинство из них сохраняются и сейчас. На церемониях мужчины входят через восточные двери, где восходит солнце, двери женщин – западные, встречающие луну. С западной культурой пришли фамилии, передающиеся по отцу. Но они довольно формальны, настоящее, индейское, имя передается по женской линии, как и раньше.
Подбор пар для брака производился матерью клана – и при заключении брака на торжественной церемонии, рассказывает Сельма, рядом с молодыми сидят их матери и мать клана. Перед заключением брака существовал как бы пробный брак, на год. И если в конце года выяснялось, что пара несчастлива – на этом все заканчивалось. А уже с настоящим браком дело обстояло гораздо серьезнее, так как развода не было. Нет его и сейчас – если пара расстается, позже они могут вступать только в гражданский брак.
По словам Сельмы, хотя сейчас молодое поколение гораздо свободнее в выборе партнера, слово и мудрость матери клана зачастую играют решающую роль. Также сохраняется дома традиционное уважение к женщине. Если у хозяйки дома гостья, совершенно обычна картина: сын на цыпочках, чтобы не мешать беседе, приносит чай и удаляется...