Институт психологии РАН провел опрос, направленный на оценку вовлеченности нашего научного сообщества в использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Респондентам был задан вопрос: «Какие из основных средств и видов информационно-коммуникационных технологий – компьютер, электронную почту и интернет – вы регулярно используете в своей работе?»
Согласно полученным данным, регулярно используют в своей работе персональный компьютер 93% отечественных ученых, электронную почту – 56%, интернет – 48%. То есть, хотя общий уровень обеспеченности нашего научного сообщества ИКТ выглядит намного пристойнее, нежели лет 15 назад, когда даже персональный компьютер был у нас экзотикой, он все же далек от стопроцентного, характерного для ученых развитых стран (например, в странах ЕЭС электронную почту регулярно используют 99,7% ученых, регулярно пользуются интернетом – 98,9%). Даже персональный компьютер, без которого, казалось бы, немыслима деятельность любого современного интеллектуала, используют далеко не все отечественные ученые, и лишь около половины нашего научного сообщества регулярно пользуется электронной почтой и интернетом.
Как и предполагалось, использование ИКТ обнаружило связь с различными социально-демографическими и организационными факторами.
Ученые-мужчины используют персональный компьютер примерно с той же частотой, что и их коллеги, принадлежащие к прекрасному полу. Однако мужчины заметно чаще используют электронную почту и интернет и в целом в плане приобщенности к ИКТ выглядят как более продвинутые.
Молодые ученые (в возрасте до 35 лет) регулярнее используют персональный компьютер, чем представители средней (35–50 лет) и старшей (свыше 50) возрастных групп, однако возрастные различия, вопреки ожиданиям, оказались мало выражены, и, опять же вопреки ожиданиям, ученые старшего возраста не уступают представителям средней возрастной группы. Зато электронной почтой и интернетом молодые пользуются значительно чаще, чем ученые среднего возраста, а те – чаще представителей старшей возрастной группы. То есть, как и предполагалось, наиболее продвинуты в плане использования ИКТ молодые, а наименее продвинуты ученые старшего возраста. Однако различия проявляются в использовании электронной почты и интернета, а не персонального компьютера как такового, который большинство представителей старшей возрастной группы тоже освоили.
Но самое удивительное, что представители естественных наук, говоря их же языком, «выпали в осадок» по сравнению с гуманитариями. В использовании компьютера сколь-либо заметные различия между двумя дисциплинарными категориями ученых отсутствуют, зато гуманитарии намного чаще пользуются электронной почтой и интернетом. Очевидно, традиционные стереотипы представителей естественных наук как технически грамотных «физиков», а гуманитариев – как технически безграмотных «лириков» нуждаются как минимум в коррекции – например, путем введения представления об электронных «лириках», реализующих свою «лирическую» активность посредством электронной почты и всемирной паутины.
Связь приобщенности к ИКТ с учеными степенями неоднозначна. В плане регулярного использования компьютера лидируют кандидаты наук. Зато среди систематически использующих электронную почту преобладают доктора. А во всемирную паутину чаще погружены «неостепененные».
«Ведомственные» же различия между различными категориями респондентов в основном сводятся к тому, что наименее продвинуты в использовании ИКТ представители отраслевой науки, а среди наиболее продвинутых вузовские ученые опережают академических.
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что лишь около половины нашего научного сообщества систематически использует все основные виды ИКТ, и до тотальной погруженности в «электронную науку» (термин, широко распространенный сейчас за рубежом) ему пока далеко. При том что, как показывают данные других исследований, именно ученые составляют в нашей стране, как, впрочем, и в зарубежных странах, одну из самых активных групп пользователей ИКТ.