0
1768
Газета Наука и технологии Интернет-версия

19.05.2004 00:00:00

Остаточный изоляционизм

Андрей Юревич

Об авторе: Андрей Владиславович Юревич - доктор психологических наук, руководитель Центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН

Тэги: публикации, исследование, ученые


публикации, исследование, ученые Распределение ответов ученых на вопрос: «Публикуетесь ли вы за рубежом, и если да, то как часто?»

Центр науковедения Института истории естествознания и техники РАН продолжил изучение меры интегрированности современных отечественных ученых в мировую науку. На сей раз респонденты отвечали на вопрос: «Публикуетесь ли вы за рубежом, и если да, то как часто?»

Результаты оказались вполне обнадеживающими, свидетельствующими о том, что основная часть нашего научного сообщества в значительной мере интегрирована в мировую науку, преодолев некогда характерный для отечественной науки «изоляционизм». 59% опрошенных ответили, что иногда публикуются за рубежом, 17% – что делают это довольно часто, и лишь 24% – что не публикуются там вообще. Вместе с тем доля регулярно публикующихся за рубежом относительно невелика, т.е. уровень интеграции отечественной науки в мировую, хотя и повысился по сравнению с советскими временами, все же оставляет желать лучшего.

Часто публикующихся за рубежом больше среди мужчин, чем среди женщин. Зато среди публикующихся от случая к случаю несколько выше удельный вес представительниц прекрасного пола.

Наиболее регулярно публикуются за рубежом ученые средней возрастной группы и, как ни странно, молодые ученые, а среди представителей старшей возрастной группы таковых почти в 2 раза меньше – возможно, сказываются худшее знание иностранных языков и меньшая ориентированность на мировую науку ученых старшего поколения. Но среди молодых и максимальная доля тех, кто никогда не публикуется в зарубежных научных журналах. То есть группа молодых ученых наиболее поляризована: они либо публикуются за рубежом часто, либо не публикуются вообще, а две другие возрастные группы более «выравнены» по данному параметру.

Неожиданным оказалось то, что представители естественных наук в плане частоты публикаций за рубежом заметно превосходят гуманитариев – несмотря на расхожее и вполне обоснованное представление о том, что иностранные языки лучше знают гуманитарии (следует, правда, иметь в виду, что «язык» математики или физики, в отличие от «языков» социогуманитарных наук, достаточно интернационален). По всей видимости, дело в том, что, не будучи востребованными в нашей стране, российские естествоиспытатели пользуются большим спросом в других странах (о чем говорит и статистика утечки умов), в то время как значительная часть наших социогуманитариев, например, бывшие специалисты по истмату, диамату и научному коммунизму – это «неконвертируемый товар внутреннего пользования».

Любопытно и то, что наиболее часто публикуются за рубежом наши кандидаты наук, за ними следуют ученые без степени, а доктора наук заметно отстают, т.е. частота публикаций наших ученых за рубежом чуть ли не противоположна их статусной иерархии в российской науке («чуть ли» – потому, что ученые степени – не единственный параметр этой иерархии). Возможно, причина в том, что наши ученые, состоявшиеся в отечественной науке, не слишком стремятся сделать себе имя за рубежом, в то время как их более молодые, не имеющие ученых степеней коллеги живут более «космополитическими» стандартами. В то же время и среди вообще не публикующихся за рубежом преобладают «неостепененные».

Наиболее часто публикуются за рубежом ученые РАН. Несколько хуже в этом плане показатели у вузовских ученых, которые, в свою очередь, опережают представителей отраслевой науки.

Таким образом, результаты опроса продемонстрировали, что примерно две трети нашего научного сообщества хотя бы время от времени публикуются за рубежом, что согласуется с результатами и других исследований. Это означает, что наша наука в основном преодолела былой «изоляционизм». Однако доля «активных космополитов» (в хорошем смысле слова), регулярно публикующихся за рубежом, существенно меньше, чем в западных странах, и составляет менее пятой части нашего научного сообщества, т. е. «остаточный изоляционизм» отечественной науки, теперь обусловленный не «железным занавесом», а другими факторами, все же дает о себе знать. При этом разные группы российских ученых в различной степени интегрированы в мировую науку, а добившиеся наибольших успехов в отечественной науке вовсе не обязательно наиболее заметны и в науке мировой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
501
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
592
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
513
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
568

Другие новости