Распределение ответов ученых на вопрос: «Публикуетесь ли вы за рубежом, и если да, то как часто?»
Центр науковедения Института истории естествознания и техники РАН продолжил изучение меры интегрированности современных отечественных ученых в мировую науку. На сей раз респонденты отвечали на вопрос: «Публикуетесь ли вы за рубежом, и если да, то как часто?»
Результаты оказались вполне обнадеживающими, свидетельствующими о том, что основная часть нашего научного сообщества в значительной мере интегрирована в мировую науку, преодолев некогда характерный для отечественной науки «изоляционизм». 59% опрошенных ответили, что иногда публикуются за рубежом, 17% – что делают это довольно часто, и лишь 24% – что не публикуются там вообще. Вместе с тем доля регулярно публикующихся за рубежом относительно невелика, т.е. уровень интеграции отечественной науки в мировую, хотя и повысился по сравнению с советскими временами, все же оставляет желать лучшего.
Часто публикующихся за рубежом больше среди мужчин, чем среди женщин. Зато среди публикующихся от случая к случаю несколько выше удельный вес представительниц прекрасного пола.
Наиболее регулярно публикуются за рубежом ученые средней возрастной группы и, как ни странно, молодые ученые, а среди представителей старшей возрастной группы таковых почти в 2 раза меньше – возможно, сказываются худшее знание иностранных языков и меньшая ориентированность на мировую науку ученых старшего поколения. Но среди молодых и максимальная доля тех, кто никогда не публикуется в зарубежных научных журналах. То есть группа молодых ученых наиболее поляризована: они либо публикуются за рубежом часто, либо не публикуются вообще, а две другие возрастные группы более «выравнены» по данному параметру.
Неожиданным оказалось то, что представители естественных наук в плане частоты публикаций за рубежом заметно превосходят гуманитариев – несмотря на расхожее и вполне обоснованное представление о том, что иностранные языки лучше знают гуманитарии (следует, правда, иметь в виду, что «язык» математики или физики, в отличие от «языков» социогуманитарных наук, достаточно интернационален). По всей видимости, дело в том, что, не будучи востребованными в нашей стране, российские естествоиспытатели пользуются большим спросом в других странах (о чем говорит и статистика утечки умов), в то время как значительная часть наших социогуманитариев, например, бывшие специалисты по истмату, диамату и научному коммунизму – это «неконвертируемый товар внутреннего пользования».
Любопытно и то, что наиболее часто публикуются за рубежом наши кандидаты наук, за ними следуют ученые без степени, а доктора наук заметно отстают, т.е. частота публикаций наших ученых за рубежом чуть ли не противоположна их статусной иерархии в российской науке («чуть ли» – потому, что ученые степени – не единственный параметр этой иерархии). Возможно, причина в том, что наши ученые, состоявшиеся в отечественной науке, не слишком стремятся сделать себе имя за рубежом, в то время как их более молодые, не имеющие ученых степеней коллеги живут более «космополитическими» стандартами. В то же время и среди вообще не публикующихся за рубежом преобладают «неостепененные».
Наиболее часто публикуются за рубежом ученые РАН. Несколько хуже в этом плане показатели у вузовских ученых, которые, в свою очередь, опережают представителей отраслевой науки.
Таким образом, результаты опроса продемонстрировали, что примерно две трети нашего научного сообщества хотя бы время от времени публикуются за рубежом, что согласуется с результатами и других исследований. Это означает, что наша наука в основном преодолела былой «изоляционизм». Однако доля «активных космополитов» (в хорошем смысле слова), регулярно публикующихся за рубежом, существенно меньше, чем в западных странах, и составляет менее пятой части нашего научного сообщества, т. е. «остаточный изоляционизм» отечественной науки, теперь обусловленный не «железным занавесом», а другими факторами, все же дает о себе знать. При этом разные группы российских ученых в различной степени интегрированы в мировую науку, а добившиеся наибольших успехов в отечественной науке вовсе не обязательно наиболее заметны и в науке мировой.