Молодые физики-теоретики – сотрудники Лаборатории нелинейных физико-химических процессов Института химической физики им. Н.Н. Семенова. Чем не группа в исследовательском университете!
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Мы уже писали в предыдущем выпуске «НГ-науки» (см. «НГ» от 14.04.04) о готовящейся почти революционной реформе всей научной сферы в России. Один из краеугольных камней этой революции – готовящийся законопроект об интеграции вузовской и академической науки. В частности, предполагается начать строить науку в России по американскому образцу – на основе исследовательских университетов. Кажется, за это дело взялись всерьез.
В Москве состоялась американо-российская конференция «Исследовательские университеты», организованная американским Фондом развития гражданской науки (СRDF), Министерством образования и науки РФ и Российской академией наук. На ней ректоры американских и российских вузов обсуждали возможность создания в России этих самых исследовательских университетов.
Конференция проходила в рамках программы СRDF «Basic Research and Higher Education Program». Главная цель программы – сблизить между собой научные исследования и высшее образование в России. Ради этой цели СRDF уже создал на российской территории 16 учебно-научных центров, причем только два из них расположены в Москве и Санкт-Петербурге. На поддержку центров Фонд Макартуров и Карнеги Корпорейшн ежегодно расходуют 1,05 млн. долларов. Как сообщили корреспонденту «НГ» в пресс-центре РАН, в случае успеха Фонд Карнеги, возможно, истратит на это дело до 15 млн. долл.
Юридически понятия «исследовательский университет» в России не существует. Но фактически в России есть несколько крупных университетов, подпадающих под это определение. Среди них МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, Казанский университет и другие. Каждый из них имеет при себе несколько исследовательских институтов и весьма тесно взаимодействует с ними.
«Тем не менее большинство российских университетов, особенно региональных, представляют собой чисто образовательные учреждения, – считает директор СRDF Герсон Шер. – И задача в том, чтобы помочь региональным университетам действовать на равных с центральными».
«Я очень благодарен американским коллегам, которые начали эту работу давно, – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, – которые несут сюда свой опыт. При этом и они, и мы понимаем, что этот опыт не есть основа для копирования. Это база для того, чтобы, использовав знания Соединенных Штатов, американских университетов, наш опыт и наши базы, сделать что-то новое».
С этим полностью согласен и Герсон Шер. «Мы ни в коем случае не навязываем России свои стандарты, – подчеркнул он. – Цель конференции совсем не в том, чтобы постараться изменить российские законы в ту или иную сторону. Мы начали планировать нашу конференцию задолго до того, как появились эти законопроекты. Но, конечно, то, что этот процесс в вашей стране пошел, делает дискуссию особенно интересной».
По существующим в России законам университет практически не способен проводить сколько-нибудь серьезные фундаментальные исследования, поскольку суммы, выделяемые ему из федерального бюджета, зависят только от одного параметра – количества студентов. На науку при этом деньги практически не выделяются.
«Думаю, СRDF начнет с одного университета в качестве пилотного проекта, год-два будут отрабатывать, смотреть, как это воспринимается, как расходятся деньги, какие есть возможности для притяжения фондов, – подчеркнул академик Минкин в беседе с корреспондентом «НГ». – Становление одного такого университета – долгий процесс, он займет минимум пять лет. Становление исследовательских университетов как системы – это лайфтайм. Но начинать все равно надо».
Как заявил ректор Бауманского университета член-корреспондент РАН Игорь Федоров, в технических науках понятие, близкое к понятию «исследовательский университет», возникло еще в конце XIX века, и именно в Бауманке, где к тому времени сложился так называемый «русский метод подготовки инженеров», отличающийся глубокой теоретической проработкой инженерных проектов.
За прошедшие 100 с лишним лет мы по разным глубокоуважаемым причинам практически полностью отказались от «русского метода». На Западе он развился и, подобно французскому слову «пистолет», происходящему от русского «пищали», возвращается к нам.