0
1914
Газета Наука Интернет-версия

28.04.2004 00:00:00

За связь без брака

Тэги: реформа, минатом, минтранс


Высокотехнологичные, по-настоящему наукоемкие отрасли российской экономики – феномены, которые сегодня впору заносить в Красную книгу. В российском экспорте, например, доминируют нефтегазовое сырье (55%), металлы (около 19%) и лес (около 5%). Доля России на мировых высокотехнологичных, наукоемких рынках крайне низка (около 1%). Россия уступает по этому показателю США, Японии, КНР, ФРГ, Великобритании, Южной Корее, Франции и даже Тайваню, занимая только девятое место, незначительно опередив Италию.

Мы уже рассказывали о том, какие перспективы в связи с начавшейся административной реформой и кардинальным изменением структуры федерального правительства могут ожидать программы фундаментальных исследований и прикладных разработок в бывшем Минатоме РФ (см. «НГ» от 14.04.04). Еще одна потенциально чрезвычайно высокотехнологичная и наукоемкая отрасль экономики находится сегодня под крышей Министерства транспорта и связи РФ.

Вернее, отраслей как раз две – транспорт и связь. Насколько оправданно и, главное, просчитано было «скрещивание» этих структур в одном ведомстве – вопрос отдельный. Замечу только: что бы ни изобретали творцы административной реформы в России, у них все время в итоге получаются административные же монстры. Ведь, например, по данным президента Института энергетической политики Владимира Милова, в полосе российских международных транспортных коридоров живет и трудится почти 80% населения страны. С этими бы проблемами разобраться – а тут еще какая-то связь, как сбоку припека.

Между тем за период с 1993 по 2001 год именно в отрасли связи принято к использованию больше всего новых технологий, например, «обмена электронной информацией» – 1975 технологий. Это составляет 28,0% от общего количества новых технологий, освоенных за этот период в России.

Как отмечают аналитики компании ФБК, объем валовой добавленной стоимости (ВДС), произведенной в 2002 г. в отрасли «Связь», составил в текущих ценах 176,7 млрд. руб., или 1,8% ВДС, произведенной в экономике. Индустрия продолжала расти даже в кризисном 1998 г.

Посмотрим теперь, что из себя представляет в технологическом отношении транспортная отрасль России.

В ней занят каждый 15-й житель страны. Транспорт занимает первое место по стоимости основных фондов – около 1/3 от их совокупной величины. «Несмотря на то что инвестиции в сферу транспорта в абсолютном выражении весьма высоки (более 19% от всех инвестиций в российскую экономику идут в транспорт), в настоящий момент их не хватает даже на то, чтобы сдерживать рост физического износа основных фондов», – подчеркивают эксперты ФБК. Например, только развитие малоэффективной сегодня сети автодорог потребует инвестиций не менее 2 млрд. долларов в год! «Система же управления железными дорогами настолько архаична, что при номинально высокой скорости передвижения грузов реальное товародвижение на железнодорожном транспорте осуществляется в 4–5 раз медленнее, чем это достижимо при имеющихся возможностях», – считает Владимир Милов. А ведь только транзит на евразийском направлении мог бы приносить уже через 3-4 года до 9 млрд. долларов дохода (до 20 млрд. долларов в 2015 г.).

Когда анализируешь всю эту наукометрическую цифирь, невольно складывается устойчивое впечатление, что в случае с новым Министерством транспорта и связи РФ проведен эксперимент по скрещиванию ежа с удавом. Канонический анекдот утверждает, что в результате получится полтора метра колючей проволоки. Что получится в результате административных манипуляций над двумя гигантскими отраслями российской экономики – не известно никому. Даже, похоже, новому министру – Игорю Левитину.

В послужном списке Левитина три основные позиции: служба в железнодорожных войсках, учеба в Военной академии тыла и транспорта и работа в компании «Северстальтранс» (курировал тему транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов). Достаточно ли этого для работы в должности федерального министра? Не случайно назначение Левитина было воспринято профессионалами с большим удивлением.

Очень показательным в этом отношении стал фактически публичный демарш двух бывших министров (связи – Леонида Реймана и транспорта – Сергея Франка), отказавшихся от постов заместителей Левитина. «Важно понять, кто будет замом Левитина по телекоммуникациям, – отмечал аналитик ИК «Тройка Диалог» Евгений Голосной. – Левитин, как человек далекий от отрасли, не сможет в полной мере разобраться во всех тонкостях управления в этой сфере». Реймана уговаривал сам президент Владимир Путин. Через месяц уговорил. 14 апреля Леонид Рейман стал заместителем министра транспорта и связи РФ.

Все эти нюансы работы нового кабинета министров, по-видимому, осознали на самом высоком уровне. По крайней мере отнюдь не случайным выглядит решение, обнародованное в минувший понедельник: аппарат правительства России (то есть структура Дмитрия Козака) будет сокращен на 20%. Появится в Белом доме и новый институт – помощников премьера, которые будут непосредственно подчинены председателю правительства. Похоже, Михаил Фрадков (в противовес руководителю МЭРТа Герману Грефу и его Центру стратегических разработок) формирует свой собственный интеллектуальный штаб.

В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что люди, которых Герман Греф так или иначе убрал со своих постов, – в том числе, кстати, бывший министр транспорта Сергей Франк и министр образования Владимир Филиппов, – теперь вошли в число помощников премьера. Конечно, помощники были и раньше. Но сейчас их статус резко повышен. Так что, не исключено, что после инаугурации президента России 7 мая персональный состав и структура правительства будет кардинально отличаться от того, что мы имеем сегодня. Особенно это касается именно экономического блока, так как сегодня уже всем очевидно: идеология административной реформы, поддерживаемая командой Германа Грефа, себя не оправдывает.

Как бы там ни было, министр Левитин возглавил две отрасли, каждая из которых требует не только высокого профессионализма, но и организаторского таланта. А управление ими обеими требует почти гениальных задатков. Собственно говоря, никаких программных заявлений из уст Игоря Левитина за полтора месяца его работы в должности министра и не было, если не считать таковым, конечно, дежурного обещания сделать стратегической линией нового министерства создание конкурентной, стабильной и эффективной инфраструктуры транспорта...

А пока у нас сливают и разливают министерства, уже подсчитано, что после 2000 г. до 70% всей продукции в мире будет производиться за счет наукоемких отраслей. А по прогнозу на 2015 г. внешний рынок наукоемкой продукции должен достичь 6 трлн. долл. в год, из которых до 2 трлн. могут составлять информационные услуги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
919
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1058
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
756

Другие новости