0
1641
Газета Наука и технологии Интернет-версия

28.04.2004 00:00:00

Окрестности космоса – дело частное

Тэги: сша, faa, лицензия, суборбитальный аппарат


сша, faa, лицензия, суборбитальный аппарат Испытание летательного аппарата – многоразовой ракеты SpaceShipOne (SS1), подвешенной к самолету-носителю White Knight.
Фото с официального сайта компании Scaled Composites

Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration – FAA) выдало лицензию первому частному суборбитальному пилотируемому летательному аппарату, сообщает агентство Associated Press. Годичную лицензию получила компания Scaled Composites, которая еще в конце 2003 года провела испытание своего летательного аппарата – многоразовой ракеты SpaceShipOne (SS1).

Во время прошлогодних испытаний SS1 с одним пилотом на борту была поднята в воздух с помощью специально разработанного для этой цели самолета-носителя White Knight. На высоте 15 км ракета отделилась от самолета и, самостоятельно развив скорость до 1500 км/час (примерно в 1,2 раза выше скорости звука), достигла высоты в 20 700 м над землей. Известно, что в ракете использовался гибридный твердотопливный двигатель. SS1 двенадцать минут находилась в свободном планировании и затем благополучно приземлилась на посадочную полосу.

И вот, буквально на следующий день после получения лицензии, на аэродроме в пустыне Мохаве (шт. Калифорния) состоялся второй испытательный полет SS1. За штурвалом многоразовой ракеты был Питер Сиболд. Как и во время первого полета, аппарат SS1 был поднят в воздух на борту самолета-носителя White Knight. На высоте 15 км произошло отделение SS1 и начался его самостоятельный полет с включением двигателя. После завершения программы полета SpaceShipOne сел на посадочной полосе аэродрома.

По сути дела, это был суборбитальный полет. Граница же суборбитального полета от орбитального – это, примерно, 180–200 км.

Полученная Scaled Composites лицензия дает этой компании право осуществлять полеты на высоту до 100 км над Землей. Эта лицензия является необходимым условием для участия в программе X-Prize, организаторы которой в 1996 году объявили награду в 10 млн. долл. первой частной компании, которой удастся построить транспортное средство, способное совершить пилотируемый космический полет. По условиям конкурса, космический корабль должен подняться на высоту 100 км от поверхности Земли с тремя пассажирами на борту, а затем повторить полет в течение двух недель.

Участник соревнования должен также за 90 дней уведомить оргкомитет X-Prize о готовящемся запуске. Летательный аппарат должен соответствовать требованиям по защите окружающей среды, а сам запуск должен производиться из безопасного места.

На официальном сайте компании размещено заявление, в котором говорится: «Мы надеемся, что в течение 10 лет обыкновенные люди смогут позволить себе полет за пределы земной атмосферы и испытать невесомость». И хотя глава Scaled Composites Берт Рутан, известный также как создатель самолета Voyager, который в 1986 году впервые совершил беспосадочный кругосветный перелет без дозаправки, отказался от комментария по поводу получения годичной лицензии, одним туризмом дело, судя по всему, не ограничится.

«Удачное развитие одного или нескольких проектов суборбитальных летательных аппаратов не только открывает рынок космического туризма, – подчеркивает Джефф Фоуст, редактор и издатель журнала The Space Review. – Исследование, проведенное Аэрокосмической корпорацией Министерства торговли США в прошлом году, выявило еще целый ряд возможных применений суборбитальных летательных аппаратов. В частности, это может быть удаленное зондирование, эксперименты с микрогравитацией, исследования принципов реактивного движения в интересах обороны. Всем этим областям уделяется недостаточное внимание при использовании существующей сегодня ракетной техники». Действительно, с помощью таких летательных аппаратов можно, например, запросто доставлять диверсантов или спецагентов практически в любую точку земного шара, формально не нарушая воздушного пространства третьих стран.

«Идеология, использованная Бертом Рутаном при создании данной транспортной системы, такая же, какую предполагалось реализовать при создании отечественной многоразовой космической системы МАКС, – рассказывает академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Валентин Белоконь. – Пилотируемый самолет-платформа (в проекте МАКС эта роль отводилась самому большому самолету в мире – 600-тонной «Мрии»), с которого на определенной высоте стартует пилотируемый орбитальный корабль».

По словам Валентина Белоконя, секрет успеха Рутана – использование самых современных и потому чрезвычайно дорогих композиционных материалов. Американский авиаконструктор – большой дока в этом деле. Достаточно сказать, что первый американский самолет, полностью построенный из композитов, – детище Берта Рутана и его фирмы Scaled Composites. Рутан и пришел-то в авиацию из строительной механики. Сами экзотические конструкции самолетов – и Voyager, и White Knight – просто невозможны без использования композитов. Короче, Берт Рутан выжал пользы из композиционных материалов по максимуму.

«Его самолет White Knight выглядит очень вычурно, напоминает даже – да будет позволено мне такое сравнение – какой-то кусок забора, но при этом он обладает исключительно совершенной аэродинамической формой, – подчеркивает Валентин Белоконь. – Суборбитальная ракета, также снабженная крыльями, позволяет некоторое время планировать в разреженной атмосфере за счет высокой скорости. Крылья дают подъемную силу, превышающую силу ракетного двигателя в 10 раз. Это можно сравнить с тем, как прыгает по водной поверхности плоский камешек, пущенный умелой рукой: сила «подпрыгивания» камешка превышает силу, приданную ему движением вашей руки».

Я поинтересовался у Валентина Анатольевича: чего больше в проекте SpaceShipOne – математического расчета или эмпирической удачи?

«Не существует формул, по которым можно полностью спроектировать самолет, – уверен Валентин Белоконь. – Иначе у разных фирм при проектировании самолетов одинаковых классов получались бы одинаковые конструкции. Даже в аэродинамической трубе все режимы не продуешь. Самолет – это предмет искусства». Даже если он похож на кусок забора...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
492
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
497
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
623
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
419

Другие новости