Сегодня в Лондоне открывается очередное заседание международного Совета программы «Межрегиональные исследования в общественных науках». Программа стала самой крупной совместной инициативой теперь уже бывшего Министерства образования России и западных благотворительных фондов в области общественных и гуманитарных наук.
Результаты первых четырех лет программы более чем внушительны: успешно развиваются девять межрегиональных институтов общественных наук (МИОН), созданных на базе наших ведущих региональных классических университетов в Калининграде, Новгороде Великом, Воронеже, Саратове, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Томске, Иркутске и Владивостоке. Причем каждый из созданных центров имеет свою индивидуальную междисциплинарную специализацию. Если в Ростове, например, занимаются проблемами модернизации России, то Екатеринбург сделал ставку на изучение проблем толерантности, а Воронеж – на проблематику межкультурной коммуникации.
В региональные университеты поступили многие тысячи западных книг. Российские ученые получили дополнительные возможности выезжать в научные стажировки в Европу, Северную Америку, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Конечно, далеко не все и не у всех получается сразу. Не всегда исследования МИОНов отличаются подлинной инновационностью, не так часто удается похвастаться и по-настоящему междисциплинарными проектами. Велик соблазн развиваться по экстенсивному пути – механически наращивать число публикаций, расширять состав участников конференций, выходя все дальше за рамки изначально заявленных тематических приоритетов. В некоторых МИОНах остро стоит проблема кадрового резерва, подключения молодежи (в том числе и студенческой) к реальному исполнению крупных научных проектов.
Тем не менее хотя МИОНы еще не могут на равных конкурировать с лидирующими западными исследовательскими центрами, они уже вполне в состоянии предложить свои уникальные разработки, вызывающие интерес в том числе и у зарубежных коллег.
Кстати, вопрос о международном измерении работы МИОНов будет одним из основных на лондонском заседании. Сегодня многие российские университеты имеют широкие партнерские связи за рубежом. Однако очень часто эти связи крайне хаотичны и эклектичны. В международных проектах нередко участвуют очень небольшое количество «избранных». В географии международных проектов в большинстве случаев отсутствуют страны СНГ и государства Центральной Европы. Наконец, ни для кого не секрет, что в международных проектах российская сторона обычно выступает в качестве поставщика первичного научного «сырья» (данные опросов, результаты экспедиций, новые архивные материалы и пр.), а подготовка самого научного «продукта» осуществляется где-то в Америке или Западной Европе. Как и в экономике в целом, экспортный потенциал российских общественных наук пока носит ярко выраженный сырьевой характер.
Другой принципиальный вопрос, который будет обсуждаться в Лондоне, – вопрос о будущем ежегодных конкурсов индивидуальных грантов.
Один из возможных вариантов решения этой проблемы – проведение конкурса по двум категориям. Первая – для молодых ученых, завершающих работу над кандидатской диссертацией или собирающих материалы для своей первой монографии. Вторая категория – для уже состоявшихся исследователей, защитивших докторские диссертации и ставших признанными лидерами в своей области. Эти ученые в целом не нуждаются в дополнительных консультациях, они сами могут консультировать, направлять и даже руководить отдельными направлениями работы МИОНа. По западным стандартам они попадают под определение visiting professor (приглашенный профессор). Разумеется, условия грантов и характер взаимодействия с МИОНом для первой и второй категорий грантополучателей должны быть различными.
Но, пожалуй, самым принципиальным вопросом, который будет предметом дискуссий в Лондоне, остается вопрос о том, как использовать МИОНы для практических нужд российского образования. Ставится весьма честолюбивая, хотя и труднодостижимая цель: создать на базе ведущих региональных университетов России эффективный и гибкий механизм для массовой переподготовки и повышения квалификации научно-образовательных кадров для высшей школы, добиться резкого повышения академической мобильности, создать дополнительные предпосылки для скорейшей интеграции региональных вузов в «болонский процесс».
Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках» вступает в новый этап своего развития. Как и четыре года назад, у нас больше вопросов, чем ответов. И все же мы уверены в том, что программа, ее наработки, ее опыт и технологии будут востребованы нашим образовательным сообществом. Потому что программа не произвольная конструкция, рожденная в головах экспертов и консультантов. Это живой организм, чутко реагирующий на меняющиеся потребности российского образования и науки.
Лондон