Икона с изображением Симона Кананита.
Фото Андрея Афанасьева
В Новом Афоне есть храм, построенный во времена раннего христианства – почти 15 веков назад. Он назван именем Симона Кананита, к иконе с его изображением идут паломники со всего света.
Это небольшое крестово-купольное сооружение из серого камня, в алтарной части которого покоится прах самого святого. Во всяком случае, в этом здесь никто не сомневается. «Симон Кананит считается покровителем Абхазии, потому что проповедовал в этих краях, – рассказывает мне настоятель Ново-Афонского монастыря отец Дорофей. – Не вызывает никаких сомнений, что это – реальное историческое лицо».
Отец Дорофей имеет веские основания это утверждать. Он окончил сначала семинарию, потом академию Троице-Сергиевой лавры, стал историком-богословом. И темой диссертации выбрал историю раннего христианства.
«Симон был родом из Канны Галилейской, отсюда и прозвище, – продолжает отец Дорофей. – Он был человеком среднего достатка, работал каменщиком и плотником, имел жену и детей. Все изменилось, когда в Канну пришел Христос. Симон поверил этому удивительному человеку, бросил все и пошел с ним. Не думаю, что супруга, брошенная на произвол судьбы, поминала бывшего мужа добрым словом, однако таков был его выбор. Позже он стал одним из любимых учеников Христа и ближе всего сдружился с апостолом Андреем Первозванным. Скрываясь от римских легионеров, оба они попали на Кавказ. Симон остался на территории теперешней Абхазии, Андрей пошел дальше, в сторону Аджарии. Существует множество преданий о том, что Андрея Первозванного якобы съели племена скифов-людоедов, обитавших в этих краях. Но это – из области легенд. А вот о судьбе Симона достоверно известно многое».
Наш собеседник говорит, что предки абхазов любили этого человека и доверяли ему, хотя их языческие взгляды были далеки от его христианских идей. Приносили в горную пещеру, где он жил, хлеб, сыр и вино. По всей видимости, он прожил в этих краях не менее 20 лет. Дело было в I веке нашей эры. В древних абхазских притчах сохранились упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Именно Симон Кананит стал первым миссионером, который начал крещение местных жителей.
Точно неизвестно, кто выдал местонахождение удивительного лекаря римлянам, только однажды они нашли пещеру, где он скрывался, и обезглавили его. Все это было проделано с особой жестокостью на глазах у местных жителей. Абхазские предания изобилуют подробностями этой трагедии. Если верить им, келья, где молился Симон, наутро была залита кровью, но самого чужеземца там не нашли. Абхазы вспомнили о том, что он предрекал бессмертие и вознесение на небо, и решили, что так оно и случилось. Они завалили вход в пещеру валуном и несколько столетий оберегали от посторонних посягательств.
Путь к знаменитой пещере неблизкий.
От подножия монастыря приходится долго подниматься в гору... Когда кажется, что конца этому не будет, под ногами вдруг образуются аккуратные каменные ступени, ведущие к арке в скале. Над входом – каменный крест. Потолок такой низкий, что поневоле приходится кланяться этому кресту.
Обитель Симона Кананита, мягко говоря, не отличается роскошью. В углу лежала медвежья шкура, на которой спал проповедник, рядом – место, где он молился. Сейчас здесь небольшой иконостас и множество свечек, воткнутых в ящик с песком. Центральная икона – с изображением святых Симона и Андрея. Здесь же – несколько бутылок с ключевой водой, которую монахи приносят из Афона, – специально для уставших в дороге путников. Те, кто находит силы проделать этот путь, кладут у подножия иконостаса деньги и записки, прося о сокровенном. Без всякого присмотра здесь лежат десяти-, сторублевые купюры, есть бумажки достоинством в 500 и даже в тысячу рублей. Никто их не охраняет.
«Монахи поднимаются в пещерный храм раз в неделю, – поясняет отец Дорофей. – Забирают пожертвования и записки, молятся за тех, кто их написал. Нередки случаи, когда люди спустя годы возвращаются в монастырь и рассказывают, что после молитвы в келье Симона Кананита исполнились их сокровенные желания, совершилось чудо, о котором могли только мечтать. У одной женщины выздоровела безнадежно больная дочь, у другой, незадолго до этого потерявшей сына, в 45 лет родилась двойня┘ Для нас же это не чудо, а лишь радостное сознание благодати Господней».
(Абхазия, Новый Афон)