Те, кого волнует проблема, одиноки ли мы во Вселенной, с надеждой воспримут сообщение, появившееся в начале года в журнале Science о том, что как минимум на десяти процентах звезд нашей Галактики могла зародиться жизнь.
К такому выводу пришла группа австралийских ученых, попытавшихся создать карту «галактической обитаемой зоны». Используя подробную модель эволюции Млечного Пути, они попытались определить пространственно-временную зону, в которой соблюдались бы четыре самых главных условия для зарождения жизни.
Первым и самым главным условием было наличие звезд, вокруг которых могла бы сформироваться планетная система. Вторым было присутствие достаточного количества тяжелых элементов, способных сформировать землеподобную планету. Третий необходимый фактор – достаточно безопасное расстояние от взрывающихся Сверхновых звезд. Наконец, четвертым условием было время, достаточное для биологической эволюции.
В результате искомая зона у исследователей получилась чем-то вроде полого шара. Она возникла около восьми миллиардов лет назад, находясь от центра Галактики на расстоянии в 25 тысяч световых лет. Зона медленно расширялась и сейчас включает в себя звезды с возрастом от четырех до восьми миллиардов лет, а это как раз и составляет десять процентов от всех звезд Млечного Пути.
Конечно, это вовсе не означает, что вокруг каждой из этих звезд копошатся на своих планетах зеленые человечки. Никто не знает, что на самом деле требуется для включения такого сложного процесса, как жизнь. Возможно, есть что-то еще кроме звезд и хорошей удаленности от Сверхновых. Так, в последнее время появились работы, из которых следует, что средние планеты типа Земли могут появиться только тогда, когда имеется в наличии не только Солнце, но и газовый гигант типа Юпитера. Звезды с подобными планетами тоже имеются – на сегодняшний день их обнаружено уже более ста. Есть ли в окружении таких звезд еще и землеподобные планеты, современная астрономия сказать не может. Собственно, мы и гигантов, подобных Юпитеру, видеть не в состоянии, астрономы обнаруживают такие планеты благодаря их огромной массе – вращаясь вокруг своей звезды, они воздействуют на нее своим тяготением и заставляют их периодически передвигаться по замкнутой траектории, а уже эти сдвиги и фиксируют земные приборы.
Собственно, австралийцы и не ставили перед собой целью определить в Галактике место, где есть жизнь. Они всего лишь искали зону, где потенциально возможно включить механизм биологической эволюции. Грубо говоря, все эти десять процентов звезд принимают участие в лотерее под названием жизнь, а призов может оказаться намного меньше. Может, он и вообще только один – наш.
Правда, вероятность «однопризовой лотереи» уменьшается с каждым годом. То и дело появляются свидетельства обратного – правда, каждый раз очень косвенные и не очень надежные. Последнее из них появилось чуть ли не день в день с сообщением о десяти процентах потенциально обитаемых миров. Речь идет о небольшой тусклой звездочке 18 Скорпиона, которая, как следует из доклада на конференции Американского астрономического общества, является почти точной копией Солнца. Ее масса всего на 1% больше массы нашего светила; как и Солнце, она имеет цикл активности, только у Солнца этот цикл длится 11 лет, а у 18 Скорпиона – 9–13; Солнце совершает полный оборот вокруг своей оси за 26 дней, 18 Скорпиона – за 23; сходны также температуры поверхности и возраста, почти совпадают радиусы.
Есть ли у солнечного двойника планетная система, пока неизвестно, но уже само его существование заставляет нас предположить, что звезда с параметрами Солнца – для нашей Галактики явление вполне заурядное.