0
2107
Газета Наука Интернет-версия

14.01.2004 00:00:00

Куда девать открытия

Валентин Бажанов

Об авторе: Валентин Александрович Бажанов - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии Ульяновского государственного университета.

Тэги: копылов, бажанов, наука, развитие, методология


Нижеследующий текст касается статьи Геннадия Копылова "Мегамашины научных революций", опубликованной в рамках начавшейся дискуссии "Наука и реальность" (см. "НГ-наука" от 12 ноября 2003 г.).

Копылов, судя по его статье, считает, что реальная практика науки и ранее, и ныне не согласована с формами осмысления этой практики самими учеными, а все концепции развития науки (Карла Поппера, Томаса Куна, Имре Лакатоса) способны описывать науку в весьма ограниченных исторических пределах. Когда речь заходит о развитии науки, то, по мнению Геннадия Копылова, нужно говорить вовсе не об открытиях, не о смене парадигм или конкуренции исследовательских программ, а о радикальных сменах организации научных процедур. Само возникновение науки Нового времени, провозглашает он, связано не столько с феноменом научной революции, сколько с экспансией новой организационной инновации. Развитие науки, считает автор, задают не "эпохальные открытия" (типа открытия гелиоцентрической системы, уравнений Максвелла или разработки квантовой механики. - В.Б.), а создание новых форм (схем) организации познания.

На самом ли деле дело обстоит именно таким образом?

Замысел Копылова можно оценить как весьма смелый и претендующий на новую концепцию развития науки. Однако мне аргументация в пользу такой концепции развития науки показалась недостаточно убедительной. Автор ополчается на методологию науки за ее упор на "открытия" и склонен считать его "школьной" и, если следовать духу статьи, отсталой. Но куда "деть" эти открытия?

Безусловно, какие-то важные открытия влекут за собой изменение тех или иных форм организации научных исследований; какие-то новые организационные формы способствуют тем или иным открытиям, но они никак не являются ключевым звеном в развитии науки, "мотором" этого процесса. Становление советской власти сопровождалось множеством инноваций в организации науки (от отмены ученых степеней до создания особых институтов "красной профессуры" и "шарашек"), но где те эпохальные достижения, которые обязаны этим инновациям?

Появление научных обществ и академий наук в пику университетам, которые создателями этих кардинально новых форм организации науки считались рассадниками схоластики, не вылилось в немедленную научную революцию. Последняя должна была "созреть". Первые научные общества - Академии наук (dei Lincei, del Cimento), как известно, были созданы в Италии XV-XVI вв., а научная революция начала разворачиваться позднее и в иной временной и отчасти географической привязке. Более того, и доктрина Фрэнсиса Бэкона, и доктрина Готфрида Лейбница, равно как и некоторых других мыслителей, явились как бы реакцией на эту научную революцию.

Копылов, по существу, утверждает, что наука изменяет мир самим своим существованием, а вовсе не результатами (техническими, технологическими и т.д.), которые являются следствием открытий. Существование науки немыслимо без стремления к тому, что принято называть объективной истиной, а стало быть - без открытия новых явлений, разработки новых теорий и генерации сумасшедших идей. Утверждение "существования" ради "существования" вряд ли что-то может объяснить в динамике науки.

Как утверждает Геннадий Копылов, мы и находимся в плену "школьных" представлений о механизмах и закономерностях развития науки, а наш образ науки во многом соткан из разного рода мифов. Один из мифов - это миф об индивидуальном научном творчестве, "не учитывающий систему организационно-мыслительных и институциональных предпосылок, обеспечивающих условия для работы ученого (для научного мышления)".

Хотя, конечно, творчество ученого в большей или меньшей степени связано с творчеством своих коллег, но озарение приходит всегда в одну светлую голову, и в этом смысле любое творчество - всегда и везде - имманентно личностно. Однако смысл деятельности ученого кроется в стремлении озарения из феномена внутриличностного преобразовать в форму общезначимую, дать в идеале обозримое и воспроизводимое доказательство тезиса, смутные очертания которого, возможно, являются плодом счастливо посетившего его озарения. Это обстоятельство придает доказательству статус этической процедуры, глубинное значение которой состоит, по-видимому, в том, что ученый "поручается" перед своими коллегами в верности озарения, в том, что сумасшедшая идея на самом деле имеет право на существование. Она - благодаря доказательству - воспроизводима и проверяема каждым компетентным членом научного сообщества.

Отмечая рассогласование между реальными формами организации НИР и теми рефлексивными конструкциями, в которых она осмысляется, Копылов, по существу, находится в плену своего рода парадокса: если факт осознания несоответствия реальных форм организации НИР открыт только автору, то каков шанс, что и его "рефлексивная конструкция" - а именно ее, по сути дела, предлагает Геннадий Копылов - не является одним из примеров этого несоответствия?

Отдавая должное смелому замыслу Копылова, думаю, что еще рановато отказываться от открытий Поппера, Куна и Лакатоса в пользу сугубо "организационной" версии прогресса науки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1144
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2971
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2087
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1661

Другие новости