Буквально накануне Нового года в московской мэрии прошла научно-практическая конференция "Электронная Москва-2003". Это уже вторая подобная конференция. 13 мая 2003 г. столичное правительство утвердило программу "Электронная Москва", а 9 июля Мосгордума приняла Закон "О городской целевой программе "Электронная Москва". Цель программы - превратить столицу в крупнейший информационно-коммуникационный центр страны.
"Наша программа - шире, чем просто создание так называемого электронного правительства, - подчеркнул генеральный конструктор ГЦП "Электронная Москва" Юрий Припачкин. - Информационные технологии меняются сегодня каждые 40 недель. Поэтому идеологическую основу нашей программы составляют даже не столько технологии, - хотя и они имеют, конечно, первостепенное значение, - сколько стремление создать мощные информационные ресурсы. Дело в том, что у нашего города появился новый вид собственности - информационные ресурсы".
Не случайно практически все выступавшие на конференции эксперты акцентировали свое внимание на необходимости реализации, особенно на первом этапе, системы интеграционных ("горизонтальных") подпрограмм и мероприятий. Так, Леонид Алтухов, руководитель департамента программного обеспечения "ИБМ Восточная Европа/Азия, подчеркнул, что "одна из главных задач сейчас - управление контентом, то есть вопросы структурирования данных". (По оценкам международных экспертов, в 2002 году до 40% бюджетов различных программ информатизации тратилось именно на интеграцию приложений и контентов.)
Другими словами, фактически речь идет о превращении Москвы как социума в город-сеть, о создании в Москве сетевой структуры управления городом. Так, в принятой в 2001 году "Концепции движения Москвы к информационному обществу" констатируется: "Одним из объективных процессов, с которыми вынужден считаться современный мир, является глобализация, порожденная взрывным развитием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе все это приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур - частично за счет образования глобальных конгломератов в области информации, телекоммуникаций и досуга". Соответственно в качестве одной из целей ставится "включение Москвы в трансевропейскую сеть государственного управления (Public Administrarion Network)". Экономические и социокультурные предпосылки к такой постановке задачи вполне ощутимы.
Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру. В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных городов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов столицы имеет сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (протяженность сети свыше 5000 км), "МТУ-Информ" (более 1500 км); "Макомнет" (1500 км); "Комстар" (около 1000 км) и ряд других. Еще в 2000 г. к каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический кабель. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России: на 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что близко к показателям развитых стран. В Москве действует около 120 компаний - интернет-провайдеров. Только крупнейшие московские провайдеры занимают 54% российского рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществляется выход в интернет, составляло в 2001 году, по различным оценкам, от 200 до 300 тысяч.
Для сравнения. В настоящее время 40% населения России имеют доступ к интернету, две трети никогда им не пользовались. Больше половины из имеющих доступ могут пользоваться интернетом на работе, и лишь 27% - и дома, и на работе. "Это достаточно критичный фактор, - считает начальник Управления по координации федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" Минсвязи РФ Олег Бяхов. - Дальше это станет еще большим препятствием для развития таких технологий, как телемедицина, которая особенно востребована в малых городах и в сельской местности".
Так что очевидно, что деятельность по превращению Москвы в электронно-сетевой мегаполис все же осуществляется не на обитаемом острове.
И все же авторы "Концепции движения Москвы к информационному обществу" делают принципиально важное, в полном смысле слова - концептуальное обобщение: "Наряду с понятием информационного общества необходимо ввести понятие центра информационной деятельности, которое подчеркивает пространственную неоднородность информационного общества и лидирующее положение государств и городов в производстве информации, информационных технологий и услуг" (выделено мною. - И.С.). То есть стратегическая цель - превратить Москву в "информационный город". Это уже в полной мере проявление сетевого мышления (Net-мышления).
Впрочем, пока придется заняться вполне рутинными делами. Одно из таких дел - перевод в цифровую форму имеющихся массивов информации на бумажных носителях. "Существуют ли оценки: во что это может обойтись?" - поинтересовался я у генерального конструктора ГЦП "Электронная Москва". "Только на подпрограмму "Электронная регистратура" в 2003-м году было потрачено 12 миллионов рублей, - подчеркнул Юрий Припачкин. - Но сам по себе перевод в "цифру" ничего не решает; речь должна идти о сервисе - удаленный доступ к врачу, использование электронных копий рентгенограмм и тому подобной медицинской информации. Много чего из этого уже сделано. Теперь все эти сервисы надо состыковать между собой. Этим мы и будем заниматься".