Общее собрание РАН. Голосуй не голосуй, а утверждать членов Академии наук скорее всего будет правительство России.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Официальный всплеск интереса к российской науке пришелся на весну-лето 2002 года.
Однако некоторые события минувшего года несомненно свидетельствуют: российская наука (прежде всего академическая, или как ее еще называют - фундаментальная) числится одной из первых на очереди в списке подлежащих реформированию общественных институтов. Процессы, ушедшие из общественного поля зрения только в связи с политэкономическими завихрениями минувшего года, по-видимому, опять поднимутся на поверхность сразу же (или даже накануне) президентских выборов в марте нынешнего.
Мы уже писали, например, о некоторых последствиях для Российской академии наук (РАН) предписания Минфина РФ сократить примерно на треть количество "бюджетополучателей" среди академических институтов (см. "НГ-наука" от 12 ноября 2003 г. - "Академия закрывает свои институты").
По сведениям наших источников в правительстве РФ, осенью 2003 г. активизировала свою деятельность рабочая группа (комиссия), которая занимается решением вопроса о судьбе академической науки в стране. В поле зрения этой комиссии попадают такие вопросы, как реформа Академии наук, внесение поправок в Закон "О науке┘" (в частности, изъятие пункта об обязательном уровне финансирования научной сферы в стране в размере 4% от расходной части бюджета), уточнение списка государственных институтов.
Продолжает тихо тлеть скандал вокруг "силовой" замены руководителя Российского фонда фундаментальных исследований (см. "НГ-наука" от 10 декабря 2003 г. - "Фундаментальной науке нашли нового руководителя")┘
И вот в распоряжение редакции "НГ-науки" попал чрезвычайно любопытный документ - письмо (от 17 ноября 2003 г.) первого заместителя Минфина РФ Т.А. Голиковой на имя заместителя Министра промышленности, науки и технологий РФ Мазуренко С.Н. О чем в нем идет речь.
В этой, казалось бы, сугубо рабочей переписке между двумя высокопоставленными чиновниками уважаемых министерств фактически озвучена очень серьезная попытка государства "наложить лапу" на святая святых академических свобод и привилегий, если угодно - на Святой Грааль РАН, - право самому академическому сообществу выдвигать и утверждать своих действительных членов и членов-корреспондентов. Соглашаясь с предложением Минпромнауки РФ и РАН об установлении квоты на численность академиков и членов-корреспондентов в количестве 1250 единиц, Т.А. Голикова оговаривает это условием: "Поскольку получение указанного звания сопровождается выделением ученому дополнительного государственного обеспечения (20 тыс. рублей академикам и 10 тыс. рублей членкорам ежемесячно. - А.В.), условия предоставления государственной поддержки, а следовательно, и вступления в члены академии, по мнению Министерства, должны определяться Правительством российской Федерации.
В настоящее время, несмотря на значительный объем ежегодно направляемых Российской академией наук на эти цели государственных ресурсов (210,0 млн. рублей в текущем году), условия выбора ее членов устанавливает научная общественность".
Похоже, по мнению финансистов, последнее обстоятельство ни в какие ворота финансовой стабилизации не лезет! Впрочем, не только это обстоятельство┘
"Учитывая имеющую место миграцию ученых за рубеж <┘> Министерство предлагает предусмотреть <┘> процедуру присвоения звания почетного члена Российской академии наук и отраслевых академий наук для лиц выезжающих за пределы страны на постоянное место жительства или временное проживание с одновременной отменой для них статуса действительного члена или члена-корреспондента РАН и выплаты оклада за звание".
Еще один резерв экономии государственных средств - академическая демография. Т.А. Голикова предлагает отменить с 1 января 2004 г. действие постановления еще аж ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 г., согласно которому академиям разрешено открывать новые вакансии при достижении академиками возраста 75 лет. "Так, в РАН численность действительных членов старше 75 лет достигла 151 человека, что составило 30% от предлагаемой квоты, в РАМН - 64 человека или 42,7% от утвержденной численности, - отмечает заместитель министра финансов. - Учитывая сложившуюся тенденцию старения среднего возраста работников научной сферы, фактическое превышение квоты будет постоянно расти, увеличивая расходы федерального бюджета на выплату окладов и отвлекая их от финансирования научных работ".
Каков же конструктив Минфина РФ по данному вопросу?
"Министерство считает целесообразным начиная с 2004 года закрепить за Правительством Российской Федерации право утверждать по представлению российских академий наук персональный состав ученых, выбранных на вакансии действительных членов и членов-корреспондентов <┘>. Принимая во внимание, что источников финансирования окладов (академиков и членкоров. - А.В.) являются государственные средства, а основанием присуждения звания - заслуги перед государством, определять конкретных получателей данной государственной поддержки, по мнению Министерства, должен орган государственной власти, наделенный правом управления федеральным имуществом, в т.ч. средствами федерального бюджета".
Как нам стало известно, РАН уже направила свое отрицательное - кто бы сомневался! - заключение на готовящийся проект постановления правительства. Однако и времена и нравы в российском Белом доме и в Кремле уже существенно изменились. Хватит ли на этот раз лоббистского потенциала у руководства Российской академии наук отстоять свою квазинезависимость от государства - покажет ближайшее будущее.