Одна из первых цветных панорамных съемок, переданная на Землю американским марсоходом 'Спирит', привела в восторг сотрудников NASA.
Фото Reuters
Весь мир замер. Не сегодня-завтра президент США Джордж Буш должен выступить с заявлением, которое может стать действительно историческим: Буш-младший, как ожидается, огласит новую программную инициативу по космосу, которая будет включать предложение послать человека на Марс и построить постоянно обитаемую базу на Луне. Пилотируемый полет к Красной планете будет осуществлен не ранее чем через 10 лет, однако его подготовка начнется уже в 2004 году. Планируется также, что в своем выступлении Буш также заявит о возобновлении пилотируемых полетов на Луну и создании на спутнике Земли постоянной космической базы. Полет американских астронавтов на Луну может быть осуществлен уже в 2013 году.
Если такое заявление будет сделано, то оно, несомненно, добавит "драматургии" в земные марсианские хроники.
Европейское космическое агентство (ЕКА) в трауре. Марсианский зонд "Бигль-2", попав на Марс, не передал на Землю никаких сигналов. В первых числах января еще были надежды услышать его через орбитальную станцию "Марс Экспресс", доставившую его к Марсу и затем отправившуюся накручивать витки вокруг Красной планеты, но и она ничего не уловила. Это тем более грустно для европейцев, что на свой "Бигль" они возлагали очень большие надежды. Много более дешевый, чем марсоходы НАСА, но тем не менее битком набитый сверхсовременной аппаратурой, он в случае удачного выполнения миссии вполне мог стать лидером марсоходов, оставив американскую машинерию далеко позади. Но┘ что-то там не срослось.
Официальное прощание с "Биглем-2" еще не состоялось, еще несколько недель инженеры Европейского космического агентства (ЕКА) будут во все уши прислушиваться к эфиру, но почти со стопроцентной вероятностью уже сейчас можно сказать, что около сорока миллионов евро пущены на непредсказуемый марсианский ветер.
Аварии марсианских миссий - не такая уж и большая редкость. Здесь отметились все страны-марсопроходцы - и мы, и американцы, а теперь и Европа.
Доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов, специалист из Института космических исследований РАН, участвовавший в подготовке так и не состоявшейся научной программы "Марса-96", относится к неудаче с "Биглем-2" философски и вообще считает, что такие аварии - это возрастное.
"Одна из самых больших проблем для марсианских миссий, - сказал он в беседе с корреспондентом "НГ", - это посадка. Дело в том, что атмосфера на Марсе слишком разрежена для того, чтобы высаживать аппарат на поверхность с помощью парашютов. При таком варианте скорость спускаемого аппарата при контакте с поверхностью достигает 60 км/час. С другой стороны, атмосфера все-таки есть и аппарат нельзя сажать на поверхность, как это делается на Луне, когда аппарат подлетает к ней на очень небольшой высоте и может быть посажен с помощью посадочных двигателей. К Марсу подлететь на высоту меньше 180-200 километров нельзя - аппарат перегреется и сгорит. Поэтому нужно разрабатывать специальные системы посадки, а потом отрабатывать их. В каком-то смысле неудача с "Биглем-2" была ожидаемой и "обычной" - ведь они пошли к Марсу впервые. Однако я уверен, что со второй или третьей попытки у европейцев обязательно получится. Как это когда-то получилось у нас после неудачной посадки в 1969 г. советского "Марс-2" и у американцев, потерпевших в 1999 году двойное фиаско - зонд "Mars Climate Orbiter" и приземляемый аппарат "Mars Polar Lander"".
После этой двойной аварии руководство НАСА радикально пересмотрело принципы построения своих космических кораблей. Ведь "Mars Polar Lander" добирался до Красной планеты своим ходом и потому стоил существенно дороже "Бигля" - 165 млн. долларов.
Кстати, Митрофанов не считает потерю "Бигля-2" провалом всей миссии. "Марс Экспресс" добрался до орбиты благополучно, вся аппаратура работает, без особых проблем ведется плановая корректировка орбиты, что для новичков в марсопроходческом деле - настоящая удача.
Привкус горечи значительно ослаб после штатной посадки американского марсохода "Спирит" ("Дух"). Правда, у специалистов НАСА было десять минут предынфарктной тишины в тамошнем ЦУПе в Jet Propulsion Laboratory в Пасадене, штат Калифорния, когда "Спирит" вошел в плотные слои атмосферы и некоторое время не мог передавать радиосигналы. "Ни одна из наших репетиций не проходила так блестяще!" - сказал потом научный руководитель миссии Стивен Сквайрес.
"Спирит" приземлился в кратере Гусева внутри намеченного для него посадочного эллипса, в 10 км к востоку от его центра. Практически вся аппаратура работает, сомнения вызывает только мессбауэровский масс-спектрометр, изготовленный в Германии, заработавший со сбоями еще в полете. Его работоспособность была восстановлена, однако пока неясно, смог ли он выдержать посадочные нагрузки в 20 "же". Немного смазала картину и спустившая воздушная подушка, но все это были не раны - царапины.
Уже сейчас "Спирит" посылает на Землю цветные фото окружающего его ландшафта, уже сейчас начинает задавать загадки. Самая непонятная из них связана со следом, оставленным воздушными подушками на поверхности Марса, когда после падения "Спирит" немного протащило по ней. Такое впечатление, что поверхность Марса в районе кратера Гусева покрыта какой-то тонкой пленкой с большой силой сцепления - края оставленной подушками борозды стали скручиваться. Никто пока не может объяснить, почему.
Возможно, удача "Спирита" связана именно с тем, о чем говорил Митрофанов, - они очень тщательно отработали "специальную систему посадки". Спускаясь, аппарат постоянно посылал на Землю намного большее количество информации о своем состоянии и своих действиях, чем это делалось раньше. Были предусмотрены также специальные управляющие ракеты, которые должны были отстреливаться при сильных порывах бокового ветра - это угрожает запутыванием парашютных строп. Кстати, "Спирит" сообщил, что эти ракеты таки отстреливались - в плотных слоях, оказывается, сильно дуло.
Действительно ли системы посадки отработаны идеально, покажет спуск второго марсохода, "Опотьюнити", намеченный на конец января.
Недавно объявлено о планируемой российской экспедиции на Марс в 2018 году. По словам Игоря Митрофанова, продолжается подготовка миссии "Фобос-Грунт" (мы не оставляем надежды первыми поставить свой флаг на Фобосе). Митрофанов довольно уверенно называет срок старта - 2007-2009 год. Это, конечно, возбуждает, однако реальных шагов - в смысле увеличения финансирования - пока делается не слишком-то много. "Нашим ученым приходится довольствоваться чужим космическим флотом - мы все больше и больше создаем приборов, которые посылаем потом в космос на кораблях-иностранцах, - подчеркивает Митрофанов. - Это, конечно, очень хорошая возможность изучения космоса, которой не было в советское время, однако на свои корабли, готовые лететь к Марсу или хотя бы к Луне, у нас по-прежнему не хватает денег".