Борис Лапин: 'Все обезьяны занесены в Красную книгу'.
Фото Андрея Афанасьева
- Борис Аркадьевич, помню свои детские впечатления от посещения обезьяньего питомника в Сухуми. Они незабываемы. Удалось ли перенести сказочную атмосферу "города обезьян" в Адлер?
═
- Мы начинали работать в Сухуми более 50 лет назад. На медицинскую приматологию в те годы возлагались большие надежды. Мы участвовали в разработке грандиозного проекта создания национальной сети научных центров приматологии по всей стране - в Санкт-Петербурге, Калуге, под Москвой... На бумаге все выглядело отлично, а на деле ничего не вышло.
═
- Почему?
═
- Эту идею в Политбюро ЦК КПСС поддерживал Косыгин, но Шеварднадзе высказался против. Потом начался развал СССР. В начале 90-х я начал создавать филиал института в Адлере, потихоньку перевозил туда оборудование и обезьянок: видел, к чему идет Грузия, понимал, что конфликт неизбежен. Хотя не ожидал, что это произойдет так скоро.
═
- Из уст одного биолога я слышала точку зрения, что приматология вообще не нужна.
═
- Это мнение некомпетентного человека. Действительно, содержать приматов дороже и труднее, чем мышей. Но вот вам цифры: правительство Голландии на научные исследования с участием обезьян выделяет 30 миллионов евро, бюджет США в области медицинской приматологии - 30 миллионов долларов. В развитых странах существует развитая сеть таких институтов, как наш. Недавно журнал Nature опубликовал статью о целесообразности научных исследований на приматах. Ответ однозначный: такие исследования нужны. Ведь ни одно другое животное не демонстрирует такого сходства с человеком.
═
- Правда ли, что обезьяны помогли человеку победить полиомиелит?
═
- И не только его. Перечислить все их "заслуги" перед человечеством в газетной статье невозможно. Обезьяны приняли участие в масштабных радиологических исследованиях, в результате которых удалось выяснить, какие методы борьбы с лучевой болезнью эффективны для нас с вами. Собака или мышь, увы, не смогли в этом помочь. Неоценимую помощь они оказывают и в эндокринологии. Ведь железы внутренней секреции у обезьян работают точно так же, как у людей. Это - единственное животное, у которого месячный цикл совпадает с женским, идентичное с ней течение беременности и роды. Только с помощью приматов можно изучать и эффективно лечить женские болезни.
═
- Некоторое время назад пресса сообщала о препарате, который не был проверен на обезьянах и сослужил очень плохую службу людям.
═
- Речь о талидомиде - седативном препарате, который успешно прошел исследования на всех лабораторных животных, кроме обезьян, и был рекомендован к продаже. Через какое-то время у женщин, употреблявших его во время беременности, стали рождаться уроды. Препарат был снят с производства и направлен на повторные исследования - на сей раз с участием обезьян. Оказалось, что это мощный мутаген. Если бы не ложный гуманизм, страшных последствий удалось бы избежать. Именно обезьянам - и чуть-чуть ученым - мы обязаны победе над возбудителями многих инфекционных болезней, недавно еще смертельных: оспы, краснухи или кори. В Сухуме есть единственный в мире памятник обезьяне. Я считаю, что надо бы поставить второй - в Адлере. 2004 год будет годом Обезьяны по восточному календарю. В нынешнем почти поголовном увлечении россиян гороскопами есть один несомненный плюс: об обезьяне, надеюсь, вспомнят. Они без преувеличения героические животные.
При этом, конечно, нельзя забывать: все обезьяны занесены в Красную книгу. Наши "пациенты" - мартышки, павианы, макаки. Запрещено проводить эксперименты с особо редкими, исчезающими видами - такими, как, например, шимпанзе или орангутан.
Я глубоко привязан к этим существам и считаю, что даже разговаривать с ними надо ласково, с любовью. Хотя, конечно, у них свои характеры и "сюрпризы". Как-то раз мы с женой - она доктор наук, профессор, тоже работает в институте более 40 лет - приблизились к вольеру, я отвернулся на какой-то миг, а когда повернулся, жены не было. Гляжу, лежит на земле, а голова разбита в кровь. Оказывается, макак Гриша, очень активный парень, схватил ее за волосы и - головой о железную сетку. Она потеряла сознание. При том что этого паршивца Гришу жена обожала и всячески лелеяла...
═
- При входе в питомник - уникальный экспонат: макет космической станции, на борту которой побывали многие ваши мохнатые воспитанники. Сейчас они продолжают покорять космос?
═
- К великому сожалению, нет. Совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН начиная с 1983 по 1986 год мы провели ряд уникальных экспериментов с участием обезьян. Тогда в безвоздушном пространстве побывали многие хвостатые космонавты: макаки Бион, Верный, Дрема, Ероша, Лапик, Забияка, Кроша, Мультик... Время полета - от 5 до 14 суток. Почти никто, кроме ученых, об их путешествиях не знал. Кстати, наш заслуженный космонавт Кноп до сих пор жив, его можно увидеть в питомнике. Конечно, он слегка облысел и несколько флегматичен, но чувствует себя хорошо.
═
- Борис Аркадьевич, чем сегодня занимается институт?
═
- Работы очень много. Например, мы исследуем роль вирусов в возникновении злокачественных опухолей. Удалось выяснить, что многие виды рака - скажем, лейкоз или рак шейки матки - имеют вирусное происхождение. Теперь наша задача - выявить механизм действия этих вирусов внутри клетки. Тогда можно искать способы борьбы с ним. Проводим масштабные исследования в области эндокринологии. Совместно с Санкт-Петербургским институтом геронтологии изучаем гормон эпифиза, ответственный за старение организма. Это крайне интересная работа, дающая человечеству надежду.
═
Адлер-Москва