В конце ноября в Томске состоялась выездная сессия президиума Сибирского отделения Российской академии наук, на которой обсуждался ход реформы высшего образования и опыт взаимодействия институтов СО РАН и университетов Новосибирска и Томска. Сессия проведена по инициативе ректора Томского политехнического университета (ТПУ) Юрия Похолкова. В ней приняли участие председатели президиумов всех научных центров Сибирского отделения, ректоры сибирских вузов.
С докладами выступили председатель СО РАН академик Николай Добрецов, заместитель губернатора Томской области Владислав Зинченко, председатель Совета ректоров вузов Томска Геннадий Рогов.
Обстоятельные доклады представили ректоры Новосибирского государственного университета Николай Диканский ("Первый академический университет в Сибири"), Томского государственного университета Георгий Майер ("Реализация проекта "Академический университет" Томским госуниверситетом и институтами СО РАН"), ТПУ Юрий Похолков ("Проект Минобразования РФ о развитии в России сети академических инновационных университетов") и Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Анатолий Кобзев ("Опыт и перспективы научно-образовательного сотрудничества ТУСУРа с институтами СО РАН").
Председатель президиума Томского научного центра Сергей Коровин рассказал об опыте взаимодействия академического центра с томскими университетами. Это сотрудничество осуществляется благодаря базовым для Центра университетским кафедрам, филиалам кафедр в академических институтах и другим совместным структурам, конференциям, семинарам, школам молодых ученых, обмену аспирантами и докторантами.
Все три томских университета сохраняют и развивают имеющиеся у них академические основы. Вообще было отмечено, что все ведущие инженерные вузы страны совершают переход от отраслевого принципа подготовки к университетскому. Усиливается роль экономической, гуманитарной и особенно фундаментальной подготовки. В то же время университеты остаются разными. Если ТГУ делает упор на воспитании творчески мыслящих специалистов, то ТПУ и ТУСУР большое внимание уделяют инженерной, практической подготовке, в том числе формированию у студентов прочных предпринимательских навыков, крайне необходимых в рыночных условиях.
Особенность ТУСУРа, например, - учебно-научно-инновационный комплекс вокруг вуза, включающий в себя несколько наукоемких фирм с привлечением частного капитала. Руководством университета ставится задача создать в этом комплексе в ближайшее время полторы сотни новых предприятий наукоемкого бизнеса. Студенческий бизнес-инкубатор готовит специалистов, способных к созданию своего собственного дела.
На сессии были представлены основные принципы концепции трансформации ТПУ в академический инновационный университет.
По словам ректора НГУ Николая Диканского, его университет фактически (но не юридически) работает внутри СО РАН. Новосибирский университет создавали "гениальные отцы-основатели" по типу московского Физтеха, добавив систему олимпиад и физматшколы. В этом университете, сказал он, предвосхищены почти все новшества, что время от времени предлагаются в новых проектах университетов. Новосибирский университет ни в коем случае нельзя "загонять" в рамки стандартов.
Томская модель взаимодействия академических институтов и университетов по подготовке научно-педагогических кадров и проведению совместных научных исследований на базе межведомственных структур (кафедр, лабораторий, отделов) и учебно-научно-инновационных комплексов названа одной из лучших в Сибири. Реализация томского опыта позволит повысить роль Академии наук в деятельности высшей школы.
Может быть, успешности взаимодействия томских вузов и научных центров способствовало то, что, по словам Георгия Майера, в Томске межведомственных рогаток, наверное, меньше, чем где-либо. "У нас, - сказал он, - по сути, общие с институтами Академгородка научно-педагогические школы. Томские институты СО РАН создавались во многом на базе вузовских подразделений. Скажем, академик Владимир Зуев прежде организации Института оптики атмосферы создал в университете лабораторию инфракрасных излучений, а на радиофизическом факультете - кафедру оптико-электронных приборов. Академик Виктор Панин создал Институт физики прочности и материаловедения на базе ведущей университетской школы физики твердого тела. Академик Геннадий Месяц, ученый, воспитанный в Томском политехническом, будучи директором Института сильноточной электроники, создал кафедру физики плазмы в нашем университете".
Участники сессии высказали опасение, что в ходе реформы высшей школы Сибирь может оказаться без университетов, включенных Министерством образования РФ в число ведущих, и соответственно без надлежащего финансирования.
В заключение заседания было предложено провести расширенное выездное заседание в Иркутске по вопросу обмена опытом сотрудничества СО РАН и высшей школы с приглашением ректоров сибирских вузов.
Томск