0
5338
Газета Наука Интернет-версия

10.12.2003 00:00:00

Первые двести лет эпохи аэропланов

Валентин Белоконь

Об авторе: Валентин Анатольевич Белоконь - академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Тэги: авиация, юбилей


авиация, юбилей Самолет 'Флайер-1' братьев Райт, с момента полета которого 17 декабря 1903 г. принято отсчитывать начало истории пилотируемой авиации.

1804 г. Успешные полеты первых моделей (затем - натурных, то есть пилотируемых) планеров Джорджа Кэйли (1773-1857) - автора принципиальной схемы аэроплана.

1849 г. Основы сверхзвуковой аэродинамики: Бернхард Риман (1826-1866) открывает "изэнтропические инварианты", точно описывающие сжимаемые течения.

1885 г. Неудачные испытания аэроплана Можайского (масса - 1,1 т/330 кв. м крыла, паровой двигатель - 30 л.с.), в принципе способного к полету, но с втрое более мощным двигателем такой же массы (около 170 кг).

1891 г. Начало полетов планеров Отто Лилиенталя (Германия). Идеолог компоновок этих планеров - Октав Чанут, который консультировал и братьев Райт, отрицавших (затем) его заслуги.

1894 г. Фредерик Ланчестер (Британия) на основе соображений барона Рэйли о полете "крученого" теннисного мяча (1887) объясняет подъемную силу крыла эффектом "присоединенного вихря" и явление обтекания крыла конечного размаха исходя из наблюдений парения птиц.

1896 г. Германия: во время двухтысячного испытательного полета на планере погиб Отто Лилиенталь.

США: успешные регулярные полеты моделей аэроплана С.Лэнгли с паровым двигателем.

1899 г. Герберт Уэллс публикует в романе "Когда Спящий проснется" прогноз (на конец ХХI века!) создания двухсотметровых сверхзвуковых лайнеров, движимых микровзрывами.

1902 г. Мартин Вильгельм Кутта (1867-1944) (Германия) публикует строгий вывод формулы зависимости подъемной силы крыла от циркуляции вокруг плоского и выпуклого профиля крыла-пластинки, доказывая, что идеальная (невязкая) жидкость не оказывает сопротивления крылу бесконечного размаха - вопреки признанной тогда теории великих Гельмгольца и Киркгофа, но в духе "парадокса д"Аламбера-Эйлера"

1903 г. 7 октября, 8 декабря. Неудачные (по вине пилота и мелких дефектов взлетной катапульты) попытки взлета аэроплана Лэнгли (США). Технические характеристики аэроплана: размах крыльев 14,77 м, тандем-моноплан, масса 366 кг на 96,6 кв. м крыла с бензиновым двигателем 52 л.с.). Способен был летать лучше "утки" братьев Райт (показано полетами на нем Глена Кертисса в 1914 г.).

17 декабря. Первый успешный пилотируемый полет аппарата "Флайер-1" братьев Райт (Вильбур: 1867-1912; Орвилл: 1871-1948). Конструкция: утка-биплан, 340 кг, площадь крыльев - 47,4 кв. м, модифицированный автомобильный двухвинтовой бензиновый двигатель 12 л.с.). Пролетел 260 м за 59 сек. на высоте до 9-10 м.

1904 г. - Николай Егорович Жуковский (1847-1921) обобщает теорию Кутта на толстые "профили Жуковского".

1907 г. - Русский философ Богданов (Малиновский) в романе "Красная Звезда" прогнозирует ядерный двигатель космического пилотируемого корабля. К аналогичным идеям пришел и Роберт Годдард на основе теории Дж. Дж. Томсона о превращении массы в энергию (1881 г.).

Анри Фарман (1874-1958) на аэроплане своей конструкции продержался 23 сек. на высоте 770 м.

1908 г. - Уэллс в романе "Война в воздухе" повествует о тотальной войне воздушных флотов - многих тысяч аэропланов, предрекает "распад европеизированного мира", разгром Америки германскими ВВС, освободительное восстание индусов, раздувание священной войны ислама и хаос по всему миру.

Классик ядерной физики Фредерик Содди прогнозирует использование ядерной и термоядерной энергетики для "сверхбомб" и двигателей летательных аппаратов далекого будущего.

Томас Эдисон заявляет Фарману, что только геликоптер (вертолет) явится реальным практически приемлемым самолетом будущего.

В 17 верстах от Москвы, у ст. Кучино, миллионер-инженер Д.П. Рябушинский создал первую русскую "воздухоплавательную" лабораторию, имевшую аэродинамическую трубу - одну из лучших в мире.

1909 г. 25 июля - Луи Блерио (1872-1936) на 300-килограммовом моноплане "Bleriot" XI, с мотором в 25 л.с., размахом крыла 7,8 м, развивавшем скорость до 75 км/ч, первым в мире преодолел Ла-Манш, приземлился у порта Дувр. В 1911 г. "Bleriot" XI стал первым в мире бомбардировщиком.

А.Вильм создает сплав алюминия с медью и магнием - дюраль.

1910 г. - Хьюго Юнкерс (1859-1935) патентует цельнометаллическое (дюралевое) "летающее крыло".

1912 г. - Родился Вернер фон Браун. Наряду с созданием баллистических ракет этот немецкий ученый и конструктор содействовал разработке первых самолетов с жидкостным реактивным двигателем: Не-176 (1938) и Ме-163 (1940).

К.Э. Циолковский (1857- 1935) публикует план выхода человека в космос и расселения там. Боевое применение ракет Циолковский фактически замалчивал.

1913 г. - Герберт Уэллс в романе "Освобожденный мир" прогнозирует (на середину ХХ века) атомную авиабомбу, атомный авиадвигатель и стреловидные крылья. Шведская академия (не без влияния близких коллег Эйнштейна) отказала братьям Райт в Нобелевской премии.

С.А. Чаплыгин (1869-1942) вывел формулу индуктивного сопротивления крыла конечного размаха. Но его результат не встретил должного внимания коллег, хотя это открытие могло оказать влияние на классические работы школы Л.Прандтля, рассекреченные в 1918-1921 гг.

1913-1914 гг. - Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) интуитивно-эмпирически угадывает рациональную конфигурацию самолета-гиганта "Илья Муромец" (100-130 км/ч, вес 4-7 т при размахе крыльев до 36 м). Самый тяжелый самолет в мире до него - 1,35 т! Россия выходит в лидеры авиации. Эта тенденция была подорвана некомпетентностью большевиков и гонениями на авиационную элиту. Сикорский эмигрировал в 1918 г. в США, где стал создателем хороших гидросамолетов, а затем получил мировое признание как лидер вертолетостроения.

1916 г. - Исследования Альберта Эйнштейна по авиации: им предложен курьезный профиль крыла типа "спина обозленной кошки". Летные испытания едва не кончились катастрофой. Пример фундаментального непонимания "почему летает самолет" даже корифеями.

1914-1918 гг. - Первая мировая война: Германия с Австро-Венгрией произвели 53 222 аэроплана, страны Антанты - 138 685 (Россия - 5607, США - 13 840). Скорости их не превышали 220 км/ч, потолок - 8000 м, масса - до 12 т. По Версальскому договору Германия потеряла право производить боевые самолеты и любые с мотором, мощнее мотоциклетного (30 л.с.), при запрете на скорость выше 170 км/ч, а на потолок - 400 м.

1918-1920 гг. - Рассекречивание немецких исследований военного времени: Л.Прандтль, Е.Трефц, М.Мунк и А.Бетц публикуют количественную теорию крыла конечного размаха.

В Москве разворачиваются исследования проблем аэродинамики и прочности аэропланов в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), созданном усилиями А.Н. Туполева и его коллег - технократов, убедивших большевистское руководство всерьез поднимать авиацию.

1921 г. 4 марта - Первый и последний (завершившийся катастрофой) взлет экзотической летающей лодки - тройного тандемного триплана "Са 60" (26 т / 725 кв. м, до 144 км/ч; восемь двигателей по 400 л.с., длина 23,2 м, 100 пассажиров или 4,5 т бомб). Создан Жанни Капрони (1886-1957). Аэродинамическая нерациональность такой схемы была установлена не позднее 1918 г., но это не помешало в 1922 г. создать своеобразный аналог - советскую машину КОМТА, едва летавшую "дуру" массой 3550 кг.

1922 г. - Соглашение о сотрудничестве германской и Красной Армии: фирма "Юнкерс" могла тайно строить и испытывать в СССР бомбардировщики.

Основание авиационного КБ А.Н. Туполева при ЦАГИ.

22 октября - Получение советского дюраля - "кольчугалюминия", изобретенного соратником Туполева И.И. Сидориным, основателем Всесоюзного института авиационных материалов. Качества этого металла позволили Туполеву отстоять стратегию металлического самолетостроения, казавшуюся тогда для СССР нереальной.

1923 г. - Сергей Рахманинов, гастролировавший в США, скупает часть акций фирмы Сикорского и соглашается объявить себя ее вице-президентом, спасая тем самым фирму.

1925 г. - Первая теория расчета профиля сверхзвукового крыла (И. Аккерет).

1927 г. - Чарлз Линдберг в мае совершил рекордный 34-часовой перелет Нью-Йорк-Париж (5809 км) на самолете Spirit of St. Louis (2381 кг/29,7 кв. м крыла с мотором 237 л.с., скорость - 200 км/ч, потолок - около 4 км). Достигнут уровень дальности полета лучших (В-29) бомбардировщиков Второй мировой войны.

1929 г. - Адольф Буземанн публикует основы точной аналитической теории сверхзвукового, в том числе стреловидного, крыла и конических тел.

СССР: Б.С. Стечкин формулирует классическую теорию воздушно-реактивных двигателей.

Британский инженер Фрэнк Уиттл и немецкий Хайнс Охайн подали независимо друг от друга заявки на патент турбореактивного двигателя (выданы в 1930 г.).

1929-1931 гг. - Н.Поликарпов (ученик Сикорского) работает как зэк "Внутренней тюрьмы" НКВД, конструируя ВТ-II, или И-5, ставший самым массовым истребителем ВВС РККА до 1935 г. (1,3 т, 280 км/ч).

Испытания 12-моторной (по 640 л.с.) 52-тонной (скорость - до 215 км/ч) летающей лодки До-Х, вмещавшей до 169 пассажиров, размах крыльев - 48 м. Такие же размеры были достигнуты для бомбардировщиков (В-29, Ме-264) Второй мировой.

Вилли Мессершмитт начинает разработку сверхдальних аэропланов (дальность полета - более 12 тыс. км).

Туполев создает лучший в мире бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6): масса - от 16 до 24 т, скорость - до 300 км/ч, потолок - до 8 км, дальность полета - до 2500 км, грузоподъемность - 4 тонны бомб.

1932 г. - В присутствии М.И. Тухачевского успешно проведены первые официальные стрельбы снарядами РС-82 с истребителя И-4 (АНТ-5), с 6 пусковыми установками. Продолжалось вооружение снарядами РС-132 и РС-245. Созданием их руководил до 1938 г. Г.Э. Лангемак.

1933 г. - К власти в Германии приходит Гитлер: конец ограничениям 1918 года. Новые будут в 1945-м...

В СССР, в КБ АНТ, создаются сверхдальний самолет АНТ-25 (11,5 т/87,1 кв. м, размах крыла - 34 м, 900 л.с., 246 км/ч, 13 000 км) и сверхтяжелый АНТ-20 "Максим Горький" (53 т/486 кв. м, 260 км/ч, 8х900 л.с., размах крыла - 63 м)

Маршал Тухачевский приказом от 21 сентября создает РНИИ, в котором объединились коллективы ГДЛ (Ленинград: В.П. Глушко и др.) с ГИРД (Москва: С.П. Королев и др.).

30 декабря - Валерий Павлович Чкалов поднял в воздух первый И-16 Поликарпова (1,35 т/14,5 кв. м, 480 л.с., 360 км/ч). До этого летал "Сталь-6" конструктора Бартини со скоростью 420 км/ч с убирающимся велосипедным шасси (1,1 т/14,3 кв. м, 660 л.с.), но этот проект не получил поддержки. К 1939 г. И-16 имел 1,88 т, 490 км/ч┘ всего.

И-16 построили 9450 штук (1934-1941). Тысячи лучших летчиков нелепо погибали, героически пытаясь на И-16 отразить атаки германских ВВС (Люфтваффе), оснащенных более скоростными не только истребителями, но и бомбардировщиками.

1934 г. - Гидроплан Макки Кастольди (1888-1968) МС-72 (3т/15 кв. м, моноплан) с соосными винтами сочлененных двигателей 1600 + 1600 л.с., развил скорость 709 км/ч. Без расчалок и поплавков скорость превысила бы 750 км/ч. В этом классе рекорд так и не побит до сих пор. Такие скорости были достигнуты серийными поршневыми машинами лишь к концу Второй мировой войны ("Мустанг Р-51 В, D"; "Спитфайр ХIV"; "Рипаблик Р47N"; "Мессершмитт BF-109 К"; Та-152; Do-335).

Секретный моноплан АНТ-25 с убирающимися шасси и мотором АМ-34 (900 л.с.) покрыл, под управлением М.М. Громова, без посадки 12 411 км за 75 часов. Это было частично подтверждено рекордным перелетом экипажа Громова через Северный полюс до юга США летом 1937 г.: 10 148 км по прямой.

Первые полеты До-17, модификации которого сыграли важную роль при нападении Германии на Югославию, Грецию и СССР в 1941 г., не говоря о воздушной "Битве за Британию" 1940 г.

1935 г. - Роберт Ватсон-Ватт изобретает радар в процессе разработки "лучей смерти". Начало интенсивной гонки авиационных вооружений.

Конференция по достижениям газодинамики в Риме (к юбилею Вольты), на которой Буземанн предложил "саблеобразные" пропеллеры для скоростных аэропланов и схему нового "вечного двигателя" в форме сверхзвукового "Биплана Буземанна" (демонстрация парадокса "д"Аламбера-Эйлера" на сверхзвуковых скоростях).

Первые полеты истребителя "Мессершмитт ВF-109" и пикирующего бомбардировщика "Юнкерс Ju-87", сыгравших ключевую роль в завоевании Европы нацистами. (Запущены в серию с 1938 г. после успешных испытаний в Испании.) Скорость BF-109 эволюционирует от 500 км в час в 1938 г. до 725 км в 1945 г., когда число выпущенных машин превзошло 30 тыс.

Первый полет японского дальнего торпедоносца (800 кг торпед при полете к цели на 3000 км) "Мицубиси G 3М". Модифицированные G 3М потопили 10 декабря 1941 г. в районе Сингапура два лучших английских линкора - "Рипалс" и "Принц Уэльский". "За всю войну я не получал более тяжелого удара", - вспоминал Уинстон Черчилль.

1936 г. - Первый вариант британского истребителя "Спитфайр" показал 560 км/ч на высоте 5100 м при мощности мотора там 700 л.с. К 1947 г. всех вариантов "Спитфайра" выпустят более 20 тыс. и их скорости превзойдут 700 км/ч.

Германия: засекречиваются исследования эффекта стреловидности крыла на дозвуковых скоростях.

Первый вылет прототипа немецкого пикировщика "Юнкерс-88", который будет произведен в 15 тыс. экземплярах за 1939-1945 гг. При массе 10-15 тонн он развивал скорость до 450-615 км/ч и мог нести 2-3 тонны бомб.

Советский конструктор А.М. Люлька докладывает наркому Орджоникидзе о перспективах создания авиационных турбореактивных двигателей.

ДБ-А - модифицированный В.Болховитиным АНТ-6 (ТБ-3), способный развивать до 336 км/ч и покрывать до 4500 км с двумя тоннами бомб, пилотируемый М.А. Нюхтиковым, установил мировой рекорд: 10 т груза были подняты на высоту 7032 м. Но сам Туполев уже планировал остановку производства ТБ-3, которых к 1938 г. успели "наклепать" 819 штук. К концу 1936 г. начал летать ТБ-7 (АНТ-42), способный развивать 430 км/ч на высоте 8600 м и поднимать до 4 тонн (позже - до 6 т) бомб, будучи вооружен двумя пулеметами и шестью пушками... Но Туполеву не было суждено довести до ума эту 30-тонную перспективную машину, как и начать реализацию таких проектов, как двухмоторный скоростной "пушечный истребитель". Андрей Николаевич лишился покровителя, которым был Серго Орджоникидзе, и ему уже не прощали ни хлопоты по возвращению фамильной дворянской усадьбы под Тверью, ни тем более таких явно антипартийных поступков, как его приказ по ЦАГИ о лишении голоса в коллегии (ученом совете) ЦАГИ тех, кто становится членом ВКП(б).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости