0
1594
Газета Наука Интернет-версия

26.11.2003 00:00:00

Таинственное министерство

Андрей Юревич

Об авторе: Андрей Владиславович Юревич - доктор психологических наук, руководитель Центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН.

Тэги: наука, развитие, министерство, опрос


Центр науковедения Института истории естествознания и техники РАН по заказу "НГ-науки" провел очередной опрос отечественных ученых, на сей раз посвященный смене руководства Министерства промышленности, науки и технологий РФ.

Выяснилось, что основная часть опрошенных, осознавая, что в нашей стране существует министерство, призванное руководить развитием науки, не знает его точного названия, очень смутно представляет, чем оно занимается, и не ведает о недавней смене его руководства. И, если незнание учеными названия управляющего ими министерства может быть сопряжено с частыми изменениями этого названия, за которыми трудно уследить, то плохая информированность о происходящем в нем явно отражает тот факт, что отношения между Минпромнауки РФ и нашим научным сообществом не слишком близкие. Причем, если плохая информированность о деятельности этого министерства вузовских ученых выглядит вполне понятной - они подчинены другому ведомству, то незнание о происходящем в нем, например, представителей Российской академии наук трудно объяснить межведомственными барьерами.

Вопрос: «Как вы думаете, кто должен возглавлять Минпромнауки?»

Узнав в процессе опроса об очередной смене руководства Минпромнауки (вместо бывшего министра Ильи Клебанова и.о. министра назначен Андрей Фурсенко), большинство опрошенных выразило убежденность в том, что она никак не отразится на состоянии российской науки. Некоторые из респондентов указали причины (хотя этого от них не требовалось): отсутствие интереса к науке в современной России, ее убогое финансирование, безразличие к ней политической и экономической элиты и прочие тенденции, которые не способен перебороть ни один министр и преодоление которых требует куда более серьезных изменений, нежели смена руководства в одном отдельно взятом министерстве. Вместе с тем некоторая часть опрошенных связывает с Фурсенко оптимистичные ожидания, отмечая его деловые и человеческие качества. А прогноз тех, кто считает, что от смены министра станет еще хуже, мало понятен. (Один из респондентов, правда, вспомнил притчу о старухе, которая молилась за здоровье плохого правителя, поскольку помнила, что при каждом последующем правителе жилось хуже, чем при предыдущем.)

Вопрос: «Как, по вашему мнению, очередная смена руководства Минпромнауки РФ отразится на научном сообществе России?»

Второй вопрос породил более богатое разнообразие ответов. На роль наиболее подходящего руководителя Минпромнауки респонденты прочили и выходцев из самого этого ведомства, и правительственных чиновников, и представителей управленческого аппарата РАН, и действующих ученых, для выдвижения каждой из этих кандидатур находя соответствующие резоны. Однако чаще всего выбирался вариант "другое", наиболее типовая конкретизация которого выглядела так: "ученый (или бывший ученый) с опытом управленческой работы, например, директор какого-нибудь НИИ". Однако предлагались и менее тривиальные решения: пригласить на эту должность "какого-нибудь известного политика - выходца из науки, скажем, Евгения Примакова" или "авторитетного российского ученого, эмигрировавшего за рубеж, например, Роальда Сагдеева" и др. Ответ на данный вопрос давался и "от противного", к примеру, таким способом: "все-таки наукой не должны управлять связисты и матросы" (очевидно, с намеком на Владимира Булгака и Илью Клебанова).

Ответы на третий вопрос - "Кто был лучшим министром науки, начиная с 1991 г.?" - продемонстрировали, что большинство опрошенных не ощутило разницы между сменявшими друг друга министрами, а для части респондентов их имена оказались малознакомыми. Встречался и тотальный негативизм в отношении экс-министров, выражавшийся высказываниями: "никто", "лучшего нет, все - хуже", "никакой разницы, все были не очень" и т.п. И все же с небольшим преимуществом на первое место выдвинулся Владимир Фортов (14% голосов), от которого несколько подотстал Борис Салтыков (11%), а от Салтыкова - Михаил Кирпичников (2%). Один раз был отмечен Александр Дондуков, правда, в довольно своеобразной форме: "Я его не знаю, но фамилия понравилась". Остальные экс-министры - Владимир Булгак и Илья Клебанов - не были названы ни разу.

Бориса Салтыкова примечали как в позитивном, так и в негативном свете. В позитивном - как прогрессивного реформатора, запомнившегося своими разумными и решительными действиями, в негативном, например, так: "Лучшего министра не было, зато был худший - Салтыков, который многое сделал для разрушения нашей науки и пытался ликвидировать РАН".

Наиболее типичное пожелание новому министру (точнее, и.о. министра) промышленности, науки и технологий - реформировать это ведомство, отделив науку от промышленности и технологий и либо объединив ее в одном министерстве с образованием (как в большинстве развитых стран), либо выделив в самостоятельное ведомство, которого наука, по мнению опрошенных, заслуживает. Другие варианты пожеланий: "реформировать Академию наук" или, наоборот, "не конфронтировать с РАН", "думать о состоянии науки, а не о политических играх", "добиться успехов в финансировании науки", "стать первым успешным министром науки", "провести хорошую ревизию в ведомстве и инвентаризацию научных учреждений", "опираться в своей политике на мнение ученых", "суметь противостоять агрессивному антинаучному напору Кудрина и Грефа", "поддерживать и развивать отечественную технологию, наладить, наконец, ее внедрение в производство", "убедить отечественный бизнес в рентабельности отечественной науки" и т.д.

Отрадно то, что некоторые респонденты желают новому начальнику своего ведомства "хорошего здоровья", "успехов в работе" и т.п., что вселяет надежду на сближение Министерства с его подопечными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1642
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1024
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
741
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1014

Другие новости