Н.Н.Каразин (1842 –1908). Эстакада и Центральный вокзал метрополитена. Москворецкий мост (по проекту инженера И.Балинского).
Москва в отличие, например, от тщательно спланированного Петербурга была наиболее сложным полигоном для промышленной революции рубежа XIX-XX веков. Но без той реформы города в современном понятии просто бы не было. Нынешняя Москва без метро и трех транспортных колец стала бы разве что городом-музеем, бетонными Кижами┘
В новую эру город входил под многолетним руководством князя Владимира Михайловича Голицына - губернатора, а затем московского городского головы. Крайне редко дореволюционная Москва давала звания почетного гражданина города. Владимир Михайлович Голицын был одним из двенадцати почетных граждан Москвы. (Недаром в эти дни студия "Телефильм" заканчивает монтаж фильма режиссера В. Осминина и продюсера Ю. Мацука о князе Владимире Голицыне.)
В 1883 г. князь Голицын назначен исполняющим должность московского вице-губернатора. Одна из главных заслуг Владимира Михайловича перед Москвой - "вписывание" в давно сложившийся город новой инфраструктуры. Построены были: Первая Московская электростанция (1886 г.) на Раушской набережной, Георгиевская электростанция (1888 г.). Четыре новых вокзала: Курский, Павелецкий, Виндавский (Рижский), Савеловский. 50 артезианских скважин на территории города, Рублевские водозаборные сооружения. Первые очистные сооружения (5,4 тыс. кубометров в сутки), первая телефонная станция.
Кажется, простое дело - трамвай... Но город был весь "разобран" на маршруты отдельных конок, находившихся во владении множества частных лиц. За несколько лет город выкупил права на эксплуатацию конки и заменил ее трамваем. Скандалов, заказных убийств, побегов за границу, процессов, "сливаний компромата" - зафиксировано не было.
При князе Голицыне городская управа приняла и проект Метрополитена. Осуществление было рассчитано на 1914-1920 годы. Первая линия - "от Сокольников до Парка" - узнаете? Проектировщики тридцатых годов начинали не на пустом месте. Однако первым в Москве справочники называют проект метрополитена инженера Балинского, в истории которого роль князя Голицына тоже очень характерна.
В 1902 г. он был вызван к генерал-губернатору (великому князю Сергею Александровичу), где обсуждался договор с автором проекта. Будучи спрошен, князь Голицын сказал, что выскажется только после того, как его специалисты подробно рассмотрят юридические, технические и финансовые условия договора. Выяснилось. Балинский предлагал построить линию метро Замоскворечье-Тверская застава (площадь Белорусского вокзала) за пять лет. Для покрытия своих затрат он будет пользоваться доходами линии несколько лет, и кроме того┘ с первого же дня начала строительства к нему переходит весь доход от трамвая. Если за пять лет он не завершит метро, то все им построенное переходит городу безвозмездно. Разобравшись во всех условиях предлагавшегося варианта князь Голицын объяснил генерал-губернатору суть аферы. Забирая на пять лет высокодоходный трамвай, Балинский будет для отвода глаз "ковырять землю, а через пять лет объявит, что не получилось". Все московские специалисты поддержали князя Голицына, махинация не удалась.
Те проекты, слухи, газетные статьи породили тогда в обществе настоящую футуристическую волну. Появилась популярная серия открыток "Москва будущего". На картине Николая Каразина Замоскворецкий метромост выходит к гигантскому (выше Кремля) зданию метровокзала на Васильевском спуске. Храм Василия Блаженного, вроде оставленный, едва проглядывается за готическими башнями новостройки.
И выбор направления (практический расчет пассажиропотоков провел в 30-х настоящую первую линию совершенно "перпендикулярно": Сокольники-Хамовники), и гигантская эстакада, перечеркивающая Красную площадь, и бурная поддержка "передовой публики" - все это как-то очень знакомо. Вспоминаются и Дворец Советов, и проект хрущевского "автобана" Север-Юг, поверх Москвы, и много еще чего┘
Случались истории и очень колоритные. На московский Главпочтамт приходит письмо из Англии. Адрес - на английском языке, но можно догадаться, разобрать┘ "Metro┘" слово, которое у всех тогда на устах. И почтовые чиновники отправляют письмо в Городскую управу, занимавшуюся проектами метрополитена. Там, вскрыв его, с ужасом видят, что письмо это от архиепископа Кентерберийского - МИТРОПОЛИТУ московскому Макарию! (Корень, от греческого metropolic, действительно у них общий.) Мог выйти крупный скандал. Князю Голицыну пришлось ехать ко владыке, извиняться, вручая вскрытое письмо.
Тем и хорош пример князя Голицына: русская душа - однако при том и европейская хватка. Проект - экспертиза - расчет - резолюция┘
Забавно сравнить это со стилем Александра I, тоже вроде сторонника европейской бюрократической школы. И случай тоже (такая уж оказия) связан с проектом метро. Некто Торгованов ухитрился пробиться к царю с проектом "тоннеля быстрой езды под Невой". Резолюция Александра: "Выдать Торгованову 200 рублей и обязать его подписью - никогда впредь прожектами не заниматься".
В апреле 1897 года князь Голицын 101 голосом против 4 избирается городским головой Москвы и начинается второй этап его выдающейся деятельности. Должность городского головы в то время была подобна нынешней - мэра города. Он отвечал за все, начиная от дорожного строительства до устройства школ и приютов. В отличие от предшественников он предоставлял широкую инициативу членам Управы и гласным. Городские предприятия стали доходными, подтвердив достоинства муниципальной формы собственности. Городское хозяйство Москвы стало образцом для всех городов России. Практические успехи князя Голицына бесспорны. "Крепкий хозяйственник", трижды избирается главою города.
После отставки в конце 1905 года он не пошел в Государственную Думу (внесли бы на руках - бесспорно), а занялся приютом Общества попечения о неизлечимо больных в Савиновском переулке.
После революции его арестовали. Узнав о том, новый московский глава, третье-четвертое лицо в рейтинге ВКП(б) Лев Каменев вызвал Голицына к себе и долго беседовал ("как мэр с мэром"). Выдал "охранную грамоту", которую попросил завизировать и других деятелей Политбюро. После того как в тридцатых годах эти деятели догнали свою судьбу, бумажка стала, наоборот, опасным букетом автографов врагов народа и ее сожгли.
Был и "поклон от Луначарского". Благодаря двум полувековой давности брошюркам (одна из них - "О флоре Тульской и Московской губерний") Владимир Голицын становится членом КУБУ (Комиссия по улучшению быта ученых) - третьей (из четырех) категории. Получает паек┘
Но, похоже, идея "сто первого километра" вызревала в большевистском руководстве постепенно┘ В 1929 году Голицыных лишили продовольственных карточек и выслали из Москвы - станция Хлебниково Савеловской железной дороги. В 1931-м попросили переехать подальше.
Следующим был "богоспасаемый град Дмитров". В Дмитрове и князю Кропоткину дали умереть своей смертью. Четыре поколения Голицыных поселились в небольшом домике на улице бывшей Дворянской, тогда уже Кропоткинской (переименованной по указанию Ленина).
Умер Владимир Голицын в 1932 году. Похоронили его на кладбище близ Казанской церкви. Теперь это просто четверть сотки, засаженный смородиной участок за забором чужого дома.