Центр науковедения Института история естествознания и техники РАН провел экспресс-опрос "по свежим следам" радостного для нашей науки события - присуждения Нобелевских премий академикам Виталию Гинзбургу и Алексею Абрикосову. В опросе приняли участие около 200 представителей различных научных дисциплин - физики, химии, биологии, математики, экономики, социологии, истории, психологии и др., работающих в научных центрах Москвы и других городов России.
Как видно из распределения ответов на первый вопрос, озвученная нашими СМИ версия о том, что российские физики получают Нобелевские премии за открытия, совершенные ими в далеком советском прошлом, разделяется основной частью опрошенных.
Вместе с тем расхожее мнение о том, что "хорошая" - блиставшая яркими открытиями, находившаяся "впереди планеты всей", щедро обеспеченная финансами - советская наука сменилась "плохой" - нищей, полуразрушенной, невостребованной и т.п. - российской наукой, у которой есть лишь ностальгически вспоминаемое прошлое, противоречит распределению ответов на второй вопрос. Почти половина - 47% - респондентов полагают, что "есть еще порох в пороховницах", то есть и у нынешней российской науки скорее всего имеются достижения, достойные Нобелевских премий, а 33% - так просто убеждены в этом.
Вопрос: «Может ли присуждение российским ученым Нобелевских премий оказать влияние на общее состояние отечественной науки и отношение к ней в современной России?
Сомневающихся в незаурядных возможностях современной российской науки только 6%, а радикальных пессимистов, считающих, что в ней сейчас нет достижений нобелевского уровня, всего 2%. Другими словами, преобладает представление о том, что премии "дали за далекое прошлое", однако, по мнению большинства опрошенных, это не означает, что сейчас нам их не за что давать.
Вопрос: «Каковы основные причины (и мотивы)присуждения в последние годы российским ученым Нобелевских премий?
Определенная часть респондентов полагают, что Нобелевские премии нам присуждают из околонаучных соображений - как гуманистических, так и политических. Среди гуманистических в первую очередь стремление подбодрить российских ученых в трудные для них времена. Диапазон политических мотивов более широк - от намерения внушить нашим властям и обществу уважение к науке путем демонстрации того, что российских ученых уважают на Западе, до желания переманить лучших из них туда. Указываются и другие мотивы, такие, как "случайность", "мафиозные игры" и др., по мнению части респондентов, неизбежно сопутствующие присуждению любых премий.
Вопрос: «Есть ли в современной отечественной науке какие-либо достижения, которые могут быть удостоены Нобелевской премии?
Лишь четверть опрошенных считают, что присуждение российским ученым Нобелевских премий может существенно повлиять на состояние науки и отношение к ней в современной России. Радикальных пессимистов, убежденных, что Нобелевские премии нашему обществу "по барабану", в данном случае тоже немного - 17%. Основная же часть респондентов - 58% - считают, что их присуждение хотя и улучшает отношение к науке и к ее представителям в современной России, но очень незначительно. Преобладает же такая формула: "наших ученых ценят в мире, но не у нас, и в этом плане не помогут никакие Нобелевские премии".