Что хорошо для психов, то порой просто чудо как хорошо для вполне нормальных людей. Имеются в виду, конечно, не электрошок, лоботомия, смирительная рубашка или постановка на специальный учет, а более мягкие средства. Так, например, в свое время вопросник для шизофреников, состоящий из полутысячи пунктов и предназначенный для того, чтобы определить степень "отъезжания" их крыши, стал для психологов недурным средством тестирования здоровых людей, определения слабых и сильных сторон их характера, а также их способностей - в администрировании, в науке, искусстве и прочее.
Нейронная обратная связь (neurofeedback) - так называется система, с помощью которой британским психологам удалось существенно повысить музыкальные способности студентов Королевского музыкального колледжа.
Как сообщается в одном из последних номеров журнала Neuroreport, система "Нейрофидбек" была первоначально разработана для лечения психических расстройств, таких, как эпилепсия, алкоголизм, нарушения, связанные с посттравматическими стрессами, и успешно испытана в лондонской больнице Чаринг Кросс.
Последовательность процессов в мозгу при реакции на зрительный
стимул.
Грубо говоря, система представляет собой следующее. Через сенсоры, прикрепленные к голове, специальные мониторы отслеживают уровень мозговой активности и специальным образом "фильтруют" электромагнитные излучения мозга. Затем эти отфильтрованные волны возвращаются к хозяину в форме видеоигры, представленной на экране. Играя в эту игру, он, таким образом, изменяет параметры своей мозговой активности и соответственно меняя свое состояние и поведение.
Испытание "Нейрофидбеком" прошли 97 студентов-добровольцев из Королевского музыкального колледжа. Каждому из них было предложено прослушать по два музыкальных отрывка до и после компьютерной обработки их мозгов. Каждый из них продемонстрировал улучшение своих музыкальных и артистических способностей - таких, в частности, как понимание музыки, воображение и контакт с аудиторией. Среднее улучшение составило 17%. Это очень много. Фактически, говоря языком видеоигр, это означает переход на следующий, более высокий уровень мастерства. У некоторых студентов улучшение составило 50%.
То, что с ними происходило во время сеансов этой своеобразной компьютерной психотерапии, можно назвать так: снижение стресса, соответственно повышение концентрации и более полное использование своих музыкальных возможностей.
Мы все прекрасно знаем, что дьявол обычно прячется в подробностях, в мелких деталях, подводных камнях, побочных эффектах, о которых пока ничего не известно ни нам, ни, возможно, самим авторам новой техники. Но представьте себе на минутку, что ученые с этими подробностями уже разобрались и появился в массовой продаже некий негромоздкий приборчик, подключенный к компьютеру, а то и просто компьютерная плата, уже заранее встроенная в персоналку. Художник, артист, музыкант, писатель, физик-теоретик - да кто угодно, - почистив зубы и выпив свою утреннюю чашечку кофе, направляется к своему рабочему месту. Однако вместо того, чтобы заняться делом, он садится к компьютеру, напяливает на себя шлем с проводами и начинает истово гонять по экрану какие-нибудь разноцветные шарики или что-нибудь в этом роде - словом, начинает играть в игрушки. И только после этого - осененный на семнадцать, а то и пятьдесят процентов выросшей Музой - приступает к своему ежедневному уроку. Это ж сколько гениев разведется!