В странах Тропической Африки тайные ритуалы процветают до сих пор.
Фото получено по каналам интернета
Смерть в крапинку
Люди-муру, собранные по секретному сигналу тамтама в глухом, неизвестном непосвященным месте, готовятся к тайному действу. Старики старательно колдуют над рецептами специальных снадобий. Они скрупулезно уточняют отшлифованные веками сценарии мистерий, призванных быстро и надежно погрузить их участников в гипнотическое состояние, облегчающее вхождение в заданный поколениями мудрых предков образ тотема.
Муру раскрашивают лица и тела характерными пятнами, закутываются в леопардовые шкуры, цепляют к поясу подобие хвоста в виде цепи, завернутой в пеструю материю, энергично размахивая им. Музыкальная прелюдия тамтамов создает звуковой портрет предмета воплощения. Движения танцующих все больше напоминают боевой охотничий танец, включающий в себя характерные позы и пластику пятнистых хищников. Люди плавно и неслышно ступают по земле, потягиваются, выгибают спину, разминают мышцы, картинно скалят зубы. Затем резко и неожиданно, будто пестрой стрелой, выпущенной из ритуального лука предков, бросаются на воображаемую жертву. Они поют обрядовые песни, психологически подкрепляя образ тотема и свое стремление максимально точно "быть" им.
Когти имитируются тройками небольших ножей или крючьев типа альпинистских кошек и надеваются на руки и реже на ноги, обмотанные тканью. Используются и острые морские раковины. Глухая тревожная музыка, приближаясь к ритмике биения сердца, приобретает силу гипноза и до предела нагнетает атмосферу напряженного ожидания, готовности к решающему яростному броску. Звучит новая ода в честь леопарда - "носителя" твоей души, психологического двойника, коварного друга, всевидящего тотема:
Ты - нежный охотник,
Который, играя хвостом,
Сокрушает хребет антилопы.
Ты - красавица смерть,
Которая в платье пятнистом
Подбирается к жертве.
Ты - игривый убийца,
Который в любовных объятьях
Разрывает антилопе сердце.
Трагическая роль жертвенной антилопы была уготована незадачливому соплеменнику. Сопровождая на сафари американцев, он под коварным воздействием заморской "огненной воды" раскрыл им что-то из ритуальных секретов. Души предков и духи-покровители, вселявшиеся во время церемонии в своих потомков, воззвали к мщению. Отступника известили, подбросив к дверям хижины бронзовую фигурку тотема, которого он невольно кровно обидел. Однако, возвращаясь домой в кромешной тьме, опытный следопыт даже не заметил зловещую метку, своего рода символический "вещественный протокол" приговора тайной лесной коллегии. Более того, словно специально споткнувшись там, где лежал "сигнальный" фетиш, он нечаянно отбросил не узнанный ритуальный предмет в придорожные кусты, окаймленные жухлой травой. Духи явно отвернулись от того, кому прежде благоволили.
Да и сам он оказался не разумнее курицы, которая принялась клевать знак беды и смерти, адресованный забывшему обычаи предков хозяину. Все требования ритуала соблюдены. Жертва сама упорно и настойчиво шла навстречу неотвратимой гибели. Страшная тень зверской расправы тяжелой тучей нависла над пьяной бедовой головушкой ничего не подозревавшего несчастного отступника.
Маска
А тем временем в зарослях, возле дупла старого баобаба, облюбованного ушедшими в мир духов предками, завершались приготовления к осуществлению их священной воли - водружение на головы "леопардов" извлеченных из тайного хранилища масок. Надев маску, искренне верящий в обряды африканец как бы перестает быть самим собой, прежним. Психологически он отождествляет себя с тем, чьим символом маска является. Иначе говоря, маска для него - не просто средство маскировки, а своего рода ключ к перевоплощению. Поэтому поверхностная аналогия с гангстером здесь не годится. Ведь натянув на голову нейлоновый чулок, грабитель, покушающийся на банк, отнюдь не ощущает себя очаровательной дамской ножкой.
...Глухой рокот тамтамов продолжает взвинчивать нервы, подогревая нетерпение, усиливая давление на психику, формируя готовность к бесстрашным и бездумным агрессивным действиям своего тотема, чей облик воспроизводится и кто принимает на себя ответственность за то, что предстоит свершить. Граница зоологического и мифологического миров стала не только прозрачной, но и призрачной.
Вдруг наблюдатель подает условный знак появления поджидаемой жертвы. С имитацией урчания леопарда ударная группа захвата на четвереньках приближается к тропе, ловко взбираясь на толстые нижние ветви деревьев либо устраиваясь в близлежащих кустах. Едва приговоренный к расправе их прежний сотоварищ оказывается в пределах досягаемости психологических мутантов, как они с жутким рыком хищника набрасываются на растерявшуюся от неожиданности и мигом протрезвевшую жертву. Перебивают ей позвоночник цепью, замаскированной под хвост, перерезают жилы на шее одетыми на руки металлическими крючьями, специально зазубренным ножом или острой раковиной и, ломая кости, разрывают тело на крупные части "по схеме" настоящего леопарда, нередко используя в угаре собственные зубы.
Но вот ужасная расправа свершилась. Забрызганные кровью "леопарды" в изнеможении после пережитого напряжения валятся на землю, снимают маски, прочую ритуальную амуницию, отключаются и... почти мгновенно засыпают. Поутру, в крохотном озерце, сохранившемся со времени сезона дождей, они совершают ритуальное омовение, чтобы снять с души кошмар прошедшего. Затем еще до пробуждения деревни возвращаются в свои хижины.
Дух крови и дух спермы
Домочадцы слышали зловещую ритмику ритуальных тамтамов и поняли, что тайное общество вершило свое "правосудие". Но вопросов благоразумно не задают, дабы не стать его следующей жертвой. Слава духам, что не они стали предметом их праведного гнева! Кстати, отнюдь не исключается определенная степень родства между ритуальными палачами и их жертвами, нередко братьями по линии отца, но от другой матери, поскольку дух крови заведомо сильнее и важнее, нежели дух спермы. Во всяком случае, вызов конкурирующим кровнородственным отношениям принципиально поощряется неписаным уставом большинства секретных товариществ. Этим достигается и другая цель: крепче "повязать" новообращенных и продемонстрировать им реальную цену возможного отступничества.
И американцы, приехавшие в глубь континента ради экзотики сафари, слышали душераздирающие предсмертные вопли своего проводника. Однако вскоре стемнело, на его поиск, опасаясь мести джунглей, отправились только с рассветом. Долго плутали, пока увидели останки несчастного. Рядом суетились гиены и грифы. По их пикированию и было найдено место страшной казни.
Мнение было единым и единственным: один из лучших следопытов и охотников, должно быть, под влиянием коварной заморской огненной воды утратил обычную осторожность и стал жертвой внезапного нападения озлобленного леопарда-людоеда, которому кто-то помешал завершить кровавую трапезу.
Никто из местных этому не поверил, но все удивительно дружно согласились с нелепой, зато удобной для всех (включая безмолвно встретивших беду родственников и членов возрастного братства погибшего) версией случившегося. "Какие же слабаки эти местные чернокожие насчет виски, не то что наши негры! Надо же такому случиться: наткнулся спьяна на леопарда, будто на шкаф в гостиной! И ведь с винтовкой был... Жаль его, конечно. Трудно будет найти замену отличному следопыту и великолепному рассказчику. Это будет нелегко после разыгравшейся трагедии. Весть о ней уже успела благодаря никогда не дремлющим тамтамам взбудоражить окрестные деревни на десятки километров вокруг. Но главное - поскорее убраться подобру-поздорову подальше от непонятно из-за чего взбесившегося леопарда", - озаботились американцы.
Еще одна тайна джунглей канула во тьму тропических ночей!
P.S.: В 1946 году в разных районах Нигерии было найдено 80 жертв со вскрытыми венами, вынутыми сердцами и легкими. И все это - в окружении леопардовых "следов". Оперативно были приняты экстраординарные меры. За головы "леопардов", которых полиция объявила одетыми в камуфляж сепаратистами, назначили вознаграждение. В конце концов из числа арестованных по подозрению в причастности к зверским акциям были осуждены и повешены 18 человек. Успокоившиеся было деревни вдруг вновь замерли в тревожном ожидании. Недалеко от места казни в глухих лесных зарослях вскоре обнаружили 18 тел мертвых леопардов! Как после этого не поверить в единство и родство душ людей и их тотемов?!