0
3336
Газета Наука и технологии Интернет-версия

11.06.2003 00:00:00

Информационное общество - новые вызовы феминизму

Тэги: женщина, технологии, интернет, феминизм


женщина, технологии, интернет, феминизм Женщины всегда больше, чем казалось, зависели от технологий. Сразу после Второй мировой войны возник бум на нейлоновые чулки.Некоторые британки,отстояв несколько часов в очереди,в нетерпении надевали обнову прямо на улице.

Несколько лет тому назад в отраслевой газете "Атомпресса" мне попался на глаза опрос высокопоставленных чиновников и руководителей крупных предприятий Министерства по атомной энергии России. Женская секция Российского ядерного общества накануне Международного женского дня 8 Марта предлагала своим "атомным" мужчинам ответить на два вопроса: какую роль будут играть женщины в технике ХХI века? какие меры нужно предпринять, чтобы на российских АЭС появились женщины-операторы?

Представители сильного пола, не сговариваясь, пропели ассану в адрес прекрасной половины человечества и заверили, что приложат все усилия, чтобы женщины-операторы в самое ближайшее время появились-таки за пультами управления наших атомных станций. По крайней мере причин для дискриминации в этой области, по мнению минатомовского начальства, уже нет.

Но ситуация существенно более неоднозначная, чем представляется на первый взгляд: в XXI веке женщины будут играть сугубо подчиненную роль в технике.

Однако очевидно также, что женщины в силу своих психологических, физиологических и биологических особенностей - идеально совместимый элемент в системах "человек-машина". Под воздействием этого фактора будет создаваться все больше и больше подобных систем в расчете на работу машины (машины - в широком смысле этого слова) в паре (в связке) именно с женщиной. И это станет новой областью борьбы за эмансипацию в XXI веке.

Напиток из чаши эмансипации

Процесс симбиотического слияния женщины и машины создает иллюзию все более активного и сознательного участия первых в развитии техники и высоких технологий XXI века. Но началось это уже давно.

В середине XIX века улицы городов стали принимать цивилизованный вид, началось строительство тротуаров. Они изолировали пешехода от движущегося транспорта, давая возможность знатным дамам (со шлейфом) ходить пешком по привлекающим взоры первыми витринами улицам┘

Молниеносно вошедшая в моду в 1917 году короткая стрижка у женщин ("боб") была всего лишь проявлением чисто технологического императива: такая прическа повышала производительность труда женщин, работавших за конвейером, и к тому же идеально удовлетворяла условиям техники безопасности┘

Еще пример. Эксперты-социологи считают, что изобретение стартера, позволившее женщинам самостоятельно заводить автомобиль, привело к тому, что женщины занялись бизнесом, а это, в свою очередь, открыло дорогу эмансипации┘

Но сегодня женщины в полной мере испили из этой чаши эмансипации: согласно недавнему опросу, проведенному английским журналом "Топ Санте", среди 5 тысяч работающих женщин 77% англичанок уволились бы завтра же с работы будь у них такая возможность; 94% респонденток заявили, что их "тошнит от личностей бизнес-вумен".

Но об освобождении (выключении) женщин из технологических цепочек сегодня надо забыть: женщина изначально, по самой своей психофизиологической основе, - носительница технологии, она - материальное воплощение технологии как таковой.

И осознание этого факта произошло в исторически кратчайшие сроки, ведь еще в 1870 году в Англии самой крупной по численности профессиональной группой была домашняя прислуга, большую часть которой составляли женщины.

Вот еще некоторые примеры этого Великого Слияния famine et machina.

В 1950 г. в США типичной для 70% рабочей силы была следующая картина: работающий муж, дома - жена и двое детей. Сегодня это справедливо лишь в отношении 15% семей. Более половины замужних женщин работают вне дома. В 1960 году 80% всех работников материального производства составляли мужчины, а 20% - женщины; напротив, в сфере услуг было занято только 54% мужчин и 46% женщин. 27% всех работающих женщин были заняты в материальном производстве, тогда как 75% - в сфере услуг. И это очень показательная тенденция, считает Даниел Белл: "Рассматривая деятельность клерков, торговых работников, учителей, врачей и медсестер, а также другие подобные им профессии, нельзя не отметить тот факт, что экономика услуг в значительной мере замыкается на женщинах" (Даниел Белл. "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования". - М., 1999. - с. 196).

Рабыни лампы

Существующая и развивающаяся "экономика услуг" - это прежде всего информационная экономика. Экран монитора стал частью структуры мозга современного человека. Сознание, таким образом, всего лишь "эхо электромагнитных процессов в трубке телевизора" (Виктор Пелевин). А так как, говоря обо все более массированном проникновении женщин в технические системы, имеют в виду прежде всего женщину-оператора (ЭВМ, автоматизированной системы управления, кассового аппарата, кухонного комбайна и проч.), то дальнейшую перспективу для слабого пола легко представить.

Техника и технологии закабалили мужчин. Теперь системы "человек-машина" (читай: "мужчина-машина") в целях повышения эффективности своего функционирования закабалят женщин. Слабый пол самым бестрепетным и изощренным образом используется для повышения производительности общественного труда. В этом и состоит суть процесса привлечения женщин к управлению сложной техникой, который многие склонны считать одним из важных достижений эмансипации. Сопротивление этой тенденции бесполезно.

Через призму данного методологического подхода находят свое логичное объяснение многие социокультурные феномены современного постиндустриального общества. Например, самая настоящая эпидемия так называемых sexual harassment - "сексуальных домогательств", охватившая все индустриально развитые страны. Как представляется, эта эпидемия - специально запущенный в обращение семиотический фантом, призванный направить сексуальную энергию работающих мужчин не на "ухаживания" и флирт со своими коллегами женского пола, а непосредственно на производственную деятельность. То есть, в итоге, на повышение производительности труда. Технологии определяют сегодня все - даже интимную сферу жизни человека.

Вообще это только кажется, что человек по своему усмотрению может управлять эволюцией развития техники. Не столько человек "управляет" динамикой развития машин, сколько созданная человеком машинерия управляет им самим. Для человека легче создать технологию любой мыслимой степени сложности, чем выйти из нее по собственному желанию. Просто женщин исторически позднее захватил процесс порабощения техникой, чем мужчин. В XXI веке они усиленными темпами будут наверстывать упущенное. Образно говоря, двадцать первое столетие станет временем, когда в дополнение к уже существующим "рабам лампы" добавятся и рабыни.

Способы такого порабощения разнообразны и изощренны. Один из таковых - компьютерные технологи визуально-интуитивного извлечения полезной информации из большого массива слабо структурированных данных. Например, с помощью именно этой технологии было обнаружено, что мужские галстуки следует продавать вместе с женским бельем. Разгадка оказалась проста. Как выяснилось, 60% галстуков покупаются женщинами, которые за 10 минут до этого покупали себе нижнее белье.

"Человек сейчас не пользуется технологиями, а живет ими". Эту сентенцию итальянского кинорежиссера Годфри Реджио, будь она произнесена еще десятка два лет назад, можно было бы отнести на счет свойственной людям творческих профессий склонности к преувеличениям. Возможно, к женщинам это относится даже в большей мере, чем к мужчинам. Так что на риторический вопрос "Появятся ли на российских АЭС женщины-операторы?" ответ один - несомненно, появятся. Чисто термодинамически это неизбежно. Вопрос - когда появятся? Но это уже - кинетика. То есть в контексте нашего разговора - конкретная политика, экономика, образование и культура в конкретном обществе (государстве).

Любопытно, что культурная традиция уже давно укоренила женщину в самое основание техники и технологии. Даже семантика ключевых символов ушедшего XX века вся - женского рода: атомная бомба, ЭВМ, АЭС┘ И над всем этим монструозным технологическим великолепием двадцатого столетия раздается нежное блеяние первого клонированного млекопитающего женского рода - черномордой шотландской овечки Долли.

Влияние клонирования на будущее развитие человеческой цивилизации требует, несомненно, специального изучения. Здесь же только отметим: клонирование - это месть женщины мужчине, технологический апокалипсис для мужского пола. "Наученная шотландской овцой женщина скоро сможет выбирать себе способ размножения. И я не удивлюсь, если она предпочтет почковаться или класть яйца", - справедливо замечает культуролог Александр Генис (Александр Генис. "Иван Петрович умер". - М., 1999. - с. 298).

Фактически, по мнению директора Института философии РАН, академика Вячеслава Степина, "речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир" (В.С. Степин. "Теоретическое знание". - М., 2000. - с. 32).

Комиссары тактильной революции

Материальная основа так называемой эмансипации женщин - овеществление в орудиях труда тех операций, которые раньше производились непосредственно человеком. Поэтому женщина на ранних этапах развития человеческой цивилизации была относительно исключена из технологических цепочек (впрочем, можно припомнить, что уже в Древнем Риме покровительницей канализационных систем была "назначена" богиня Венера (Клоакина - "очистительница", эпитет Венеры).

Сейчас пробил час женщин. Производимые человеком операции начинают выступать лишь как последовательные воздействия одних орудий производства на другие и в итоге просто как природные процессы. Сегодня возникла и бурно развивается глобальная "орудийная" среда - интернет. С его помощью совершена самая настоящая тактильная революция; появилось на свет поколение, рожденное нажимать на клавиши.

В московском представительстве корпорации Intel, крупнейшего в мире изготовителя полупроводниковых компонентов, мне сообщили результаты интереснейшего исследования, проведенного по инициативе корпорации. Они подтверждают, что современный ритм жизни больше, чем когда бы то ни было, требует "многозадачности", и в этой ситуации лидерами оказываются женщины. Признанное умение женщин лучше ориентироваться в нескольких одновременно решаемых задачах дает им все большее конкурентное преимущество перед мужчинами, которые значительно лучше чувствуют себя, выполняя в каждый момент времени одну задачу.

Исследование, цель которого состояла в том, чтобы выяснить отношение населения Великобритании к "многозадачному" образу жизни, показало, что женщины в значительно большей степени (49%), чем мужчины (39%), склонны к многозадачности. При этом 83% респондентов согласились с тем, что женщины лучше приспособлены к многозадачности, чем мужчины.

Почти 88% респондентов указали на то, что растущий дефицит времени все больше требует "многозадачности", и отметили, что женщины лучше способны справляться с нехваткой времени, чем мужчины.

Публикация результатов исследования совпала по времени с выходом на рынок новых процессоров Intel Pentium 4 с технологией Hyper-Threading (HT), которая позволяет пользователям персональных компьютеров решать задачи более эффективно, чем когда бы то ни было, поскольку дает возможность ПК исполнять несколько приложений одновременно.

Комментируя результаты опроса, представитель корпорации Intel Дэвид Митчелл заявил: "Эти результаты подтверждают наше мнение, что сегодня люди из-за недостатка времени все больше нуждаются в "многозадачности". Технология HT, которая теперь реализована во всей линейке процессоров Intel Pentium 4, адресована растущему кругу пользователей, которым приходится выполнять на персональном компьютере множество задач одновременно - например, сжимать видеофайл, одновременно составляя цифровой фотоальбом, - и позволяет им делать больше за меньшее время".

Исследование также показало, что способность выполнять одновременно несколько дел дает существенные конкурентные преимущества женщинам. Оказалось, что 70% опрошенных женщин считают, что "многозадачность" помогает им достигать своих целей и лучше управлять ходом своей жизни.

Дэвид Митчелл добавляет: "С точки зрения использования технологий, исследование дало удивительные результаты, показав, что чем активнее мы используем персональные компьютеры, - например, одновременно редактируя видео и слушая музыку, - тем в более выгодном положении оказываются женщины. Персональные компьютеры, когда-то считавшиеся прерогативой мужчин, возможно, однажды станут инструментом преимущественно для женщин".

(Общенациональный репрезентативный телефонный опрос тысячи респондентов в Великобритании в возрасте от 16 лет был проведен компанией KRC Research по заказу корпорации Intel 3-4 мая 2003 г.)

Сеть женского рода

Фонетика и орфография требуют от русскоязычного человека относиться к интернет(у) (пистолет, кабинет...) как к объекту мужского рода. В то же время смысл словосочетания Inter и Net в английском языке, по-русски - "всеобщая сеть". Сеть в нашем языке, безусловно, относится к женскому роду. Значит, интернет - иностранное слово женского рода. В прямом и переносном смысле.

Социологи еще в 1999 году отметили тенденцию: быстрый рост числа женщин, использующих интернет. Представительницы слабого пола составляли на тот момент примерно 40% всего американского населения сети, тогда как за четыре года до этого (то есть в 1995 году) их было всего 3% (InfoArt News Agency). Число женщин, посетивших интернет в 2001 году, превысило 96 миллионов, или 45% мировой интернет-аудитории (Computer Economics); согласно NetSmart Research, к 2005 году популяция женщин в интернете вырастет до 60%. Это уже серьезно и позволяет предположить, что женщины при желании смогут менять интернет по своему желанию.

Добавьте к этому, что во всем христианском мире - реальном, а не виртуальном - основную долю покупок (до 70%) совершают женщины. Немудрено, что разработчикам Web-сайтов для электронной торговли придется ориентироваться на женщин.

И все-таки женщинам всеобщая сеть несет сугубо подчиненное положение. Первые признаки этого уже налицо. Распространение виртуального секса - один из их числа. Когда Клаудию Шифер спросили, чего она боится больше всего на свете, супермодель (sic! Само это слово - супермодель - вызывает технологические аллюзии) ответила: "Попасть в библиотеку виртуального секса". Действительно, достаточно отснять около 2,5 часа видеоматериалов, оцифровать их, вогнать в интернет-библиотеку - и любая женщина может стать объектом притязаний поклонников виртуального секса. А таковых, по всей видимости, найдется достаточно.

Опрос 18 тыс. американцев - пользователей интернета в 1998 г. показал, что 6% из них - безусловные аддикты (люди, испытывающие непреодолимое, болезненное влечение в сеть). 31% опрошенных признались, что нашли в онлайне сексуального партнера, с которым осуществили связь и в реальности. 40% интернет-аддиктов и 12% неаддиктивных пользователей признались, что во время онлайна занимаются онанизмом (в прямом, а не переносном смысле).

Не отстанут, судя по всему, и российские представители сильного пола. Так, "по данным одного регионального провайдера, который "подарил" услугу подключения к интернету городскому УВД, после получения внушительного месячного счета они решили выяснить, какими информационными ресурсами так интересуются абоненты. Оказалось, 80% времени ушло на просмотр порнографических журналов и автомобильных каталогов" (Е.Волчинская, Л.Терещенко, М.Якушев. "Интерент и гласность", М., 1999 г. - с. 51).

Женщины, впрочем, платят той же монетой мужчинам, и, что показательно, опять же с использованием высоких технологий. (Что и создает иллюзию равных возможностей независимо от пола.)

Анонимность, свойственная сети как глобальной коммуникационной среде, позволяет женщинам экспериментировать со своим образом и полоролевыми функциями. Вот, например, одно из откровений доведенной до интернет-состояния женщины.

"Играя роль мужчины, я могла свободно выражать агрессию и проявлять жажду власти. Я не считала возможным выразить эти стороны моей личности, когда меня воспринимали как женщину. Я возвращалась к этому мужскому образу, когда чувствовала себя обиженной, задетой или уязвленной. Более интеллектуальный образ мужчины помогал мне дистанцироваться, обрести объективность и ясность".

* * *

Какой же путь выберет цивилизация, проходя через очередную точку бифуркации: технологии для-и-против женщины? Мой ответ - выберет четвертый путь: женщина сама станет технологией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
492
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
498
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
624
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
420

Другие новости