Сергей Капица: 'Дестабилизация и хаос, сопровождающие глобальный демографический переход, могут привести к гигантским социальным катаклизмам'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
- Сергей Петрович, как вы вообще оцениваете нынешнюю демографическую ситуацию в мире?
- Все возрастающий и безудержный рост населения сегодня не бросается в глаза только слепому. Появляются тревожные, а то и апокалипсические сценарии будущего для нашей цивилизации, правда, основаны они, как правило, на довольно наивных расчетах. Тем не менее проводить анализ демографической ситуации, прогнозировать ее дальнейшее развитие становится просто необходимо, поскольку деятельность человека приняла планетарные масштабы, и со всей остротой встал вопрос о нашем влиянии на окружающую среду.
Применение к демографическим исследованиям методов современной физики дало совершенно неожиданный результат. Оказывается, население мира еще некоторое время будет бурно увеличиваться, но примерно через пятьдесят лет, достигнув отметки 10-12 миллиардов человек, рост прекратится, и число людей в мире в дальнейшем будет оставаться стабильным. Причем этим данным можно верить, поскольку они практически совпадают с прогнозами ООН и других не менее уважаемых институций на ближайшие десятилетия.
- Как это - стабильным? Почему?
- Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему количество людей в мире в сотни тысяч раз превышает число любых других млекопитающих, сравнимых с нами по размеру (домашних животных я в расчет не беру - у них особая, зависящая от нас, экологическая ниша)? Ответ только один - причина в той разнице, которая существует между нами и остальными живыми существами.
- В разуме?
- Я бы сказал иначе - в нашей возможности активно обмениваться информацией.
Обмен информацией - особый процесс, совершенно непохожий, скажем, на товарно-денежные отношения. Когда два человека обмениваются идеями, то после обмена у каждого оказывается по две идеи. Больше того, уже полученную информацию у человека отнять нельзя. Количество "знающих" потому множится намного быстрее, чем стандартным способом дарвиновского отбора. Таким образом, люди, единственные из всех живых существ на Земле, получили дополнительный способ накапливать информацию о том, как выживать и как жить. Это дало им очень серьезное преимущество перед остальными видами и позволило завоевать планету.
Процесс завоевания начался еще до того, как появился гомо сапиенс - с "человека умелого", гомо хабилис. Поначалу он был практически незаметен. 4-5 миллионов лет назад, в эпоху отделения гоминидов от гоминоидов (грубо говоря, наших предков от человекообразных обезьян), число наших предков в среднем составляло примерно сто тысяч и оставалось таким в течение почти трех миллионов лет, хотя и подвергалось постоянно резким изменениям. Потом началась эпоха длительностью 1,6 миллиона лет - от палеолита до наших дней. В течение этой эпохи произошло не менее десяти оледенений, изменение уровня мирового океана до сотни метров, соединение и разъединение материков┘ И тем не менее - человек, гонимый всеми этими катаклизмами, благодаря своему умению накапливать информацию, занимал все новые и новые земли, размножался со все нарастающей скоростью.
Демографический переход с 1750-2100 гг. Прирост населения мира, осредненный за декады. 1 - развитые страны; 2 - развивающиеся страны.
Эпохи сменяли друг друга, каждый раз стремительно сокращаясь, происходило, как говорят, сокращение исторического времени. Рост шел даже не экспоненциальный - гиперболический. К моменту рождения Христа людей на Земле было 100-200 миллионов, к рождению Пушкина - 907 миллионов, к концу Второй мировой войны - 2,5 миллиарда, к семидесятым года прошлого века численность человечества достигла четырехмиллиардного рубежа, к началу этого века - шестимиллиардного. К 2050 году население мира достигнет, как я уже говорил, 10-12 миллиардов┘ И здесь рост прекратится.
- Но почему? Голод? Войны? Экологические катастрофы?
- Конечно, возможно, что все это и многое другое будет присутствовать, но причина прекращения роста совсем иная - в самом человеке, в его возможности передавать и воспринимать информацию. Внешние факторы, конечно, играют роль, но, говоря математически, это уже второй член последовательности. От различных катастроф умирали десятки и сотни миллионов человек - от эпидемии чумы в XIV веке, от Первой и Второй мировых войн, от Октябрьской революции и последовавших за ней террора, чисток и войн, но всегда эти потери восполнялись за очень короткое время. Несмотря на всю свою трагичность, они были лишь "шумовыми" провалами на общей, самоускоряющейся кривой роста населения мира. Главная причина в том, что человек, с моей точки зрения, исчерпал свои возможности роста путем обмена информацией.
Население мира от 2000 г. до Р.Х. до 3000 г. Предел роста - 10-12 млрд. человек. 1 - население мира согласно модели Бирабена; 2 - гиперболический рост, характеризующий демографический взрыв (1); 4 - демографический переход; 5 - Древний мир; 6 - Средние века; 7 - Новая и 8 - Новейшая история. 1348 г. - чума.
К моменту глобального демографического перехода историческое время сожмется настолько, что это произойдет почти "мгновенно" - меньше, чем за сто лет. Любопытно, кстати, что это "мгновение" переживут 10 процентов людей, когда-либо живших и живущих на Земле. Дальше, через несколько десятков лет, когда демографический переход будет пройден, начнется что-то другое. Другой режим жизни, другая парадигма развития, без роста численности населения. Парадокс состоит в том, что развитые страны при всем своем богатстве не растут численно, у них - 1,15 ребенка на женщину, в то время как развивающиеся страны поддерживают очень высокие темпы рождаемости, которые, кстати, сейчас уже начинают спадать.
- Что же будет происходить во время этого демографического перехода?
- Собственно, он уже происходит. Точней, он произошел в развитых странах еще в начале ХХ века, теперь очередь развивающихся стран.
А ведь в канун Первой мировой войны, казалось бы, ничто не предвещало катастрофы. Европа процветала, то время европейцы называли Belle Epoque (Прекрасная эпоха). Темпы роста экономики Германии и России увеличивались более чем на 10 процентов в год. Все это сопровождалось необыкновенным расцветом науки и искусств. И вдруг - мировые войны и революции, которые унесли примерно 8-10 процентов населения мира.
А происходит все это вот почему. Вместе с ростом населения происходит и ускорение темпов его развития. Упадок и разложение Римской империи продолжалось полторы тысячи лет. В наше же время нынешние империи создавались за века и распадаются за десятилетия. Исторические периоды резко сокращаются во времени, и когда длительность их становится меньше средней продолжительности человеческой жизни
Нарушается связь времен, распадаются структуры, которые формировались и существовали веками, а теперь все это исчезает за десятилетия, после чего воцаряется хаос. Как в мире компьютеров, наше программное обеспечение не поспевает в своем развитии за техникой. Культура не поспевает за цивилизацией.
Это сопровождается урбанизацией, резко возрастает разница между бедными и богатыми, сонмы неприкаянных молодых людей бродят по миру в поисках лучшей жизни, многодетные семьи становятся редкостью, происходит распад общественного сознания, многовекового уклада жизни, распад общества и неустроенность обрушиваются на целые народы┘
Вот что примерно произошло с развитыми странами в первой половине двадцатого века. А через полвека демографический переход разразится в развивающихся странах, но из-за того, что он затронет в десять раз больше людей, его последствия будут куда масштабнее. Население Китая, уже сейчас превышающее 1,2 миллиарда человек, растет со скоростью 1,1 процента в год. Индия тоже прошла миллиардный рубеж. Экономика в этих странах растет еще быстрее, это их Belle Epoque, но голода это не останавливает, экономическое неравенство возрастает, а все это при наличии ядерного оружия может угрожать безопасности во всем регионе. Сибирь сегодня стремительно теряет население, а в северных провинциях Китая оно еще более стремительно растет. На границе США и Мексики точно так же происходит диффузия населения на север. "Взрывающееся" двухсотмиллионное население Юго-Восточной Азии в принципе может заинтересоваться малонаселенной Австралией, где живет всего 18 миллионов человек. Анализ показывает, что в самое ближайшее время центр развития переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион, а Европа навсегда останется малочисленной окраиной, правда, с очень большим культурным и научным потенциалом. От того, произойдет ли на Востоке скачок в развитии культуры, науки и искусства, во многом зависит наше будущее.
- Неужели все так плохо?
- Не знаю. Надеюсь, что нет. Дестабилизация и хаос, сопровождающие глобальный демографический переход, могут привести к гигантским социальным катаклизмам, тем более что мы уже многое умеем. Мы уже и сейчас для себя опасны, а через 50 лет, к моменту глобального демографического перехода, у нас скорее всего будет пугающе огромное количество способов уничтожить самих себя. Нас ждет либо стагнация, либо качественное развитие. Если мы это заранее осознаем, если сумеем выжить во всех этих грядущих испытаниях┘ начнется новая жизнь, в которой ведущую роль будут играть культура, образование и наука.
- Какая?
- Теория, о которой я рассказываю, ответа на этот вопрос не дает. Теория просто говорит - человечество как система, как организм, стремительно выходит из поры юности и столь же стремительно входит в зрелость. На вопрос о том, что будет происходить конкретно, смогут ответить конкретные социологические исследования. Но в любом случае главным приоритетом, полагаю, станет качество жизни, развитие культуры, науки, образования, всеобщее стремление поднять каждого члена человеческого сообщества на качественно новую ступень.
- То есть если выживем, нас ждет что-то наподобие рая?
- Не уверен.