0
1758
Газета Наука Интернет-версия

14.05.2003 00:00:00

В России сформировалась "финансовая галактика"

Тэги: минфин, реформа, развитие


Бюрократию Оноре де Бальзак образно назвал "гигантским механизмом, приводимым в движение пигмеями". В том, насколько прав или не прав был французский писатель, может убедиться всякий, кто познакомится с исследованием ученых Томского государственного университета Анатолия Земцова и Татьяны Островской "Организационно-функциональная структура Министерства финансов России: 200 лет развития".

Оказалось, что по Минфину в отличие от других финансовых институтов практически не было литературы. Факты, оценки и другие данные, посвященные этому почтенному учреждению, - все оказалось или под грифом "ДСП", или секретным. (Четырехтомник в связи со своим двухсотлетним юбилеем Минфин выпустил только в прошлом году. - В.С.) Однако, слава богу (и бюрократии!), документы, в соответствии с которыми Министерство финансов претерпевало перемены на протяжении своей истории, все же остались в открытом доступе.

Первая цель, которую поставили перед собой авторы, - "исследование министерского этапа государственного управления в общем и, в частности, самих общих характеристик предшествующего, выделение основных тенденций в данной сфере". Вторая - "рассмотрение эволюции конкретной структуры Министерства финансов для определения тенденций..."

К началу Первой мировой войны Российская империя имела "достаточно компактную и простую финансовую систему, по преимуществу совпадавшую с Министерством финансов, и, может быть, именно в силу этого - сильные финансы, денежное обращение". Тогда Минфин был центром, а министр финансов - "единым докладчиком государю по финансовым вопросам". У этого министра в подчинении были: Госбанк, государственные сберегательные кассы; он заведовал налогами, таможней; министр был шефом отдельного корпуса пограничной стражи.

На протяжении почти ста лет в Российской империи у министра был один заместитель, который назывался товарищем. "При царе, - поясняет Анатолий Земцов, - все было просто. Был император, и он не хотел, чтобы у него в приемной сидели 20 человек и рассказывали, один - про налоги, другой - про таможню. У него был один человек, который решал все".

За 70 лет существования СССР финансовая система стала другой, и это понятно, поскольку в условиях государственной экономики она играла роль инструмента, подчиненного решению стратегических задач КПСС. А за 10 лет существования Российской Федерации в Минфине, как это убедительно доказано в исследовании, изменений произошло больше, нежели за предшествующие 190 лет.

По мнению авторов, в отличие от императорской России, в которой система органов исполнительной власти регламентировалась рядом нормативных актов (Манифест 1802 г., Манифест о разделении государственных дел 1810 г., Общее учреждение министерств 1811 г., Общий наказ министерствам 1811 г.), в нынешней России нет ни идеологически-методологического документа, регламентирующего федеральные органы исполнительной власти (типа манифеста), ни федерального закона об этих органах, что привело "к ряду негативных последствий, в том числе сверхсложной системе органов исполнительной власти". В полной мере это относится и к системе финансов.

В результате реформирования госаппаратов СССР и РСФСР в РФ воплотилась децентрализованная модель финансовой системы, которая, как считают авторы, "может и была оправданна в свое время политически, привела к рассредоточению финансовой власти, из которой прежде всего выпала денежная власть, ставшая совершенно независимой от общества, несообразной по своей величине масштабам российской экономики".

Из ГНС выросло огромное налоговое министерство - более 150 тыс. человек. Ему помогает налоговая полиция. К этому надо прибавить ГТК - еще одну правоохранительную службу. А из идеи "финансовой разведки" родился Комитет по финансовому мониторингу. Значительная часть доходов концентрируется в специализированных финансово-кредитных учреждениях - государственных внебюджетных фондах. Государственной собственностью управляют Министерство имущественных отношений и Российский фонд федерального имущества. К этому списку надо добавить и Комиссию по рынку ценных бумаг.

Поскольку, по определению, министерство перед министерством равно, то можно с уверенностью предположить, что если налоговая политика есть в Минфине, то вполне понятно, что она должна быть и в Министерстве по налогам и сборам и, безусловно, в Министерстве экономического развития. Поневоле задаешься вопросом: а может ли у государства быть три налоговые политики?

У нынешнего министра финансов в отличие от министра финансов империи 12 заместителей, из которых 5 - первых. Нормальному человеку трудно понять, как можно справляться с ними со всеми.

Для того чтобы объективно сравнить Минфин на разных этапах его истории и выявить тенденции, исследователи вводят термин "мощность органа управления", под которым понимают "совокупность (сумму) структурных подразделений (элементов) аппарата органа, измеряемую в элементах единиц исполнительной власти, в человеках (штат), в рублях, в процентах от суммы органов исполнительной власти".

График общей мощности центрального аппарата МФ, в котором абсцисса - собственно мощность аппарата, а ордината - годы существования МФ с 1802 по 2002 г., показывает, что в целом кривая идет слева - с минимального значения (1) в 1802 г. резко вправо вверх до максимального значения (27) в 2002 г. В Российской империи общая мощность аппарата МФ была невелика. Невелика мощность была и к 1917 г., когда вернулась практически к уровню 1811 г. (6). В 1920 г. ее минимальное значение составляло 3, а затем после нескольких пиков (1929, 1936, 1965 гг.) к 1991 г. она вновь снизилась - до уровня 1936 г. (18).

Поскольку авторы финансовую систему России рассматривали как некое единое целое, то, вполне понятно, в образовавшейся децентрализации они увидели фактор, объективно мешающий эффективному разрешению стоящих перед страной задач, а значит, и более целеустремленному движению России вперед. И хотя они оговариваются, что в данной работе макрорезультатов нет, а окончательные выводы будут сделаны позднее, после всестороннего изучения внутренних тенденций структуры Минфина, у читателя, познакомившегося с современным состоянием российской финансовой системы, может возникнуть ощущение дежа вю.

"А вообще, - пишут исследователи, - не выработав философию (теорию) государственной власти, не определив прежде всего объемов государства и его отдельных сфер, нельзя реформировать ни структуру органов исполнительной власти, ни ее отдельных элементов. Существует теория экономики общественного сектора, используя инструментарий которой возможно построить исполнительную власть не стихийным методом, а применяя понятные и достаточно строгие критерии".

Томск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1398
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3288
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2379
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1907

Другие новости