0
1922
Газета Наука Интернет-версия

26.03.2003 00:00:00

Страна без системы экспертизы развиваться не может

Тэги: рфтр, ниокр, фонотов


- Aндрей Георгиевич, насколько я понимаю, четкая ведомственная принадлежность Российского фонда технологического развития порой играет с ним злую шутку?

- Это не совсем так. Фонд, впрочем, как и вся фондовая система, представляет собой идеальный механизм по отработке новейших направлений реформирования научно-технического комплекса страны. В Минпромнауки России, куда был передан фонд после ликвидации Миннауки в 2000 году, это прекрасно понимают и ставят перед РФТР достаточно масштабные задачи. Ведь в наследство от бывшего СССР России достался один из самых развитых, мощных и диверсифицированных в мире научно-технических комплексов.

Кардинальное изменение обстановки в стране в 90-е годы привело к полной дезинтеграции как между отдельными частями научно-технического комплекса, так и между ним и системой общественного производства в целом. Опыт последнего десятилетия показал, что за счет одних децентрализованных механизмов преодолеть подобную дезинтеграцию невозможно ввиду того, что российский научно-технический комплекс изначально представлял собой принципиально нерыночную структуру. Именно поэтому без надлежащих мер государственной поддержки по перестройке и адаптации к реалиям рыночной экономики научно-технический комплекс обречен на полную деградацию.

- Вы полагаете, что необходимо усилить бюджетное финансирование?

- С учетом существующего расклада сил в парламенте и правительстве финансовая поддержка необходимых реформ в научно-технической сфере за счет бюджетных ресурсов невозможна, ибо последних не хватает даже на содержание выживших к настоящему времени организаций науки. Поэтому вся тяжесть реформирования в сфере отраслевой науки и прикладных исследований и разработок легла на плечи созданных в 1992 году отраслевых фондов НИОКР и Российского фонда технологического развития, которые не только способствовали адаптации научно-технического комплекса страны к новым задачам и новым условиям работы, но и отрабатывали принципиально новые подходы к организации НИОКР.

- В чем же состоят эти новые подходы?

- Благодаря конкурсности, комплексной техническо-экономической экспертизе, предоставлению решающего голоса в процессе принятия решений ведущим ученым, инженерам, представителям финансовых и деловых кругов, организации менеджмента реализуемых проектов, сквозному контролю всех этапов реализации проекта, возвратности выделяемых средств, юридической проработки заключаемых договоров о финансировании удалось создать систему становления и поддержки наукоемких и высокотехнологичных фирм, ориентированную на требования рынка. В итоге по результативности НИОКР и эффективности вложений один рубль "фондовых" денег на порядок превосходит бюджетный рубль.

РФТР сыграл решающую роль в поддержке государственных научных центров, становлении технопарков, инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов, создании системы венчурного финансирования в стране.

Что же касается негатива, подразумеваемого в вашем первом вопросе, то он прежде всего есть следствие организационных перетрясок. За последние шесть лет мы пережили пять смен руководства Министерства науки и четыре реорганизации самого министерства. А поскольку фонд находится "под министерством", это каждый раз приводило к тому, что наша деятельность фактически приостанавливалась. Последний пример. Ликвидация Миннауки и создание Министерства промышленности, науки и технологий в мае 2000 года почти на девять месяцев приостановила работу фонда.

- Эта проблема решаема?

- Да. Чтобы застраховаться от подобных коллизий, по инициативе Минпромнауки в 2001 году всю текущую работу по обслуживанию фонда было поручено вести ГУ РФТР.

- Насколько я знаю, это решение многим не нравится. Ведь фонд почему-то не имеет юридического лица, хотя в указе президента России о создании РФТР никаких ограничений на этот счет нет.

- Именно поэтому было решено создать государственное учреждение, ГУ, и это абсолютно правовое решение. Оно принято на основании закона о науке (статья 15, пункт 7). Поразительно, но все, кто выдвигает претензии по поводу привлечения ГУ к работе с фондом, не знают о существовании этой статьи. Но благодаря ГУ фонд получил возможность работать на постоянной основе и выстраивать осмысленную стратегию деятельности.

- Недавно в прессе были распространены материалы о проверке РФТР, где среди прочего указывалось на низкий процент возврата средств.

- В этих материалах говорилось о том, что показатель своевременного возврата составил в РФТР в 2002 году 42%. Важно подчеркнуть, что по остальным проектам возврат средств также производится, но с опозданием. Организации, нарушившие договорные сроки по возврату, платят за просрочку пени. Можно сравнить деятельность РФТР с зарубежными показателями в аналогичной сфере: в Калифорнии - самом высокотехнологичном штате США - только 37% вложений в наукоемкие проекты оказываются успешными, а для Европы этот показатель оказывается равным 12%.

- В прошлом году у РФТР была очень серьезная ситуация: фонд вроде бы никто не закрывал, но, с другой стороны - вы никак не вписывались в новый Налоговый кодекс (НК)...

- Вообще-то в НК с самого начала было заложено довольно демократичное решение: включать затраты на НИОКР в расходы на производство продукции. Единственное, что там запрещалось, - перечислять эти деньги в отраслевые фонды НИОКР. Замечу, что и в самом Налоговом кодексе предприятиям разрешается объединять свои ресурсы на добровольной основе для решения общих проблем. Но если такое объединение происходит, то, естественно, какое-то из этих предприятий должно волей-неволей нести дополнительные издержки, беря на себя функции организатора такого объединения. Именно эти проблемы решают на практике уже созданные отраслевые фонды НИОКР и РФТР. Так зачем же ломать уже готовую инфраструктуру?

В нашей стране практически отсутствуют крупные наукоемкие фирмы-гиганты наподобие корпораций "Майкрософт", Ай-би-эм, "Сименс" и т.п., затраты каждой из которых на НИОКР превосходят весь российский бюджет на науку. Из-за того что наши предприятия недостаточно сильны, они не могут самостоятельно реализовывать крупные проекты. Поэтому волей-неволей им приходится объединять усилия, используя фондовые механизмы.

И нам удалось доказать депутатам Госдумы и членам Совета Федерации России, что мы не просто организация, которая транслирует деньги, а что мы - важнейший инструмент государственной научно-технической политики. Это видно даже по тем проектам, которые отобраны и реализованы фондом.

- Можно привести примеры?

- Из средств РФТР финансировались и финансируются сотни проектов различной отраслевой направленности. Так, 2001 году было принято к финансированию 86 проектов на общую сумму около 1 миллиарда 100 миллионов рублей, а в 2002 году из средств РФТР принято к финансированию 68 проектов на общую сумму около 1 миллиарда 340 миллионов рублей. Всего с момента создания РФТР принято к финансированию 809 проектов различной направленности.

Замечания, которые периодически делают нам многочисленные контролирующие органы, связаны главным образом с несовершенством нашей нормативной базы. При этом все проверки подтвердили, что средства фонда расходуются строго целевым образом и только на финансирование проектов НИОКР. И что важно - мы из средств фонда не финансируем аппарат фонда.

- Это то, что касается РФТР. Но нельзя отрицать, что Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд очень обеспокоены тем, что их фактически превращают в департаменты Минпромнауки┘

- Это ошибка. Конечно, так нельзя. Фонды должны быть автономны. Сейчас готовится административная реформа. Насколько я понимаю, министерства будут лишены функций непосредственного распоряжения ресурсами - эти функции будут переданы специальным агентствам. В моем понимании, и РФФИ, и РГНФ - типичные агентства, которые решают конкретные задачи государственной поддержки определенных направлений науки. Государство может им рекомендовать обратить внимание на то или иное направление. Это можно делать в виде каких-то конкурсов, тендеров. Мы, например, несколько раз сами обращались в Минпромнауки за рекомендациями по тематике тендеров.

Развитие науки - тонкая материя. Как можно что-то предписывать фундаментальной науке? Другое дело, что нам нужны прогнозы и в сфере науки тоже, являющиеся частью стройной системы прогнозирования. Причем система прогнозирования должна исходить из возможностей страны, из ее интересов и из тех проблем, с которыми она будет сталкиваться. Ориентация науки на эти проблемы и есть суть государственного заказа.

Хотя, я считаю, такой прогноз нельзя делать в единственном экземпляре. Во Франции, например, готовится до 60 прогнозов в области науки и техники разными организациями и ведомствами. Но они все должны базироваться на некоторых общих сценариях развития государства. Без этого мы не можем задать те границы, в рамках которых технологии будут развиваться. Ведь любая технология всегда социально заземлена. Эти прогнозы дали бы возможность получать перечень проблем, с которыми страна могла бы столкнуться, и вокруг этих проблем концентрировать свои усилия. А кому как не фондам организовывать через конкурсы и тендеры поиски решения этих проблем?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
920
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1058
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
757

Другие новости