Первые сообщения о загадочных "излучениях, идущих из глаз", появились в конце XIX века. Парижский художник Пьер Буше, подрабатывавший только еще входившими в моду фотосъемками, как-то вечером напился, что называется, до чертиков. Причем в самом буквальном смысле. По его словам, всю ночь ему мерещились кошмары, будто за ним гоняются омерзительные зеленоватые существа с рогами. Поутру он поплелся в свою лабораторию: надо было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На столе царил хаос. Не в состоянии разобраться, какие кассеты чистые, а какие уже экспонированные, Пьер махнул рукой и начал проявлять все подряд. Каково же было его изумление, когда с пластинок на него уставились мерзкие рожи ночных "гостей"!
Все было бы списано на обычную белую горячку, если бы художник не показал "призраков" своему другу, естествоиспытателю Эмилю Шарро. Тот чрезвычайно заинтересовался загадочным явлением и направил пластинки и свой анализ "материализации алкогольных галлюцинаций" во Французскую академию наук. Маститые ученые опубликовать "крамолу" не решились. Однако один из первых популяризаторов науки, известный астроном Камилл Фламмарион (1842-1925), решил изучить чудо и опубликовал несколько статей о "психических фотографиях", "лучах, исходящих из глаз".
Известный русский психиатр В.Х. Кандинский (1849-1889) продолжил работу на эту тему и пришел к выводу: "психические картины", которые нередко называют зрительными галлюцинациями, зачастую вызваны реальностью - некими физическими излучениями, понять природу которых современная наука пока не в состоянии.
Ряд фантастических историй рос и пополнялся. Большинство из них, разумеется, было выдумкой. Но в 60-е годы XX века испанский моряк Тэд Сериос доказал ученым свою способность не только засвечивать взглядом фотопленку, но и фиксировать на ней собственные "мыслеобразы". Около 800 экспериментов провели с ним доктора Денверского университета (штат Колорадо), физик и психолог Джон Пратт и Айрон Стевенсон. Во избежание жульничества они опечатали "Полароид" и сами заказывали Тэду "картинки". В 90% случаев он выполнял заказ с ошеломляющей точностью.
А в 70-е годы прошлого века - новая сенсация: фотоаппарат в данном случае вовсе не обязателен. На полосах газет замелькали сенсационные сообщения об англичанке Маргарет Флеминг, которая, сосредоточившись на каком-нибудь образе, мысленно проецировала его на фотопленку. В нашей стране примерно в те же годы нечто подобное демонстрировала знаменитый экстрасенс Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990).
В конце XX века замелькали многочисленные сообщения о том, что фотографы из Воронежа, Перми, Сыктывкара, Калининграда каким-то образом запечатлевают на пленке то, чего в реальности вроде бы не существует. Старинные дома, рыцарские замки, картины боев, изображения святых, странные конструкции из отдаленного будущего, корабли инопланетных пришельцев┘ Поначалу чудо трактовали как "массовую галлюцинацию". Но, поскольку подобных фактов стало слишком много, а их свидетели, как правило, оказывались психически здоровыми людьми, появилась необходимость подвести под них "научную базу". Посыпались догадки.
Например, высказывались (порой безапелляционные) утверждения, что все это существовало или будет существовать на самом деле, а человеческий мозг - это своего рода "машина времени". А может, говорили другие, у нас в голове находится "локатор", улавливающий "вибрации мирового разума"? А может, никакого времени вообще нет и мы живем одновременно везде и всегда?
"На самом деле в нашей стране еще в 1973 году были предприняты серьезные попытки истолковать феномен с научных позиций, - рассказывает доктор физико-математических наук, профессор МГУ, академик РАЕН Вадим Пименов. - Пермский врач-психиатр Геннадий Крохалев взялся подтвердить версию о том, что возникающие в нашем мозге зрительные образы предаются на сетчатку глаза, а затем излучаются в пространство. Было сконструировано специальное устройство: на лицо испытуемого надевали маску для подводного плавания, к ней присоединяли растяжной мех от аппарата "Фотокор", узкой частью состыковывая его с фото- или кинокамерой. Съемка зрительных галлюцинаций проводилась в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз пациента. Уже через полтора-два часа после начала "сеанса" 87 из 203 пациентов пермской городской больницы, участвовавших в эксперименте, запечатлели на пленке свои "глюки". Разумеется, перед тем как продемонстрировать полученное изображение, ученые просили пациентов подробно описать зрительные образы, возникшие в мозгу. Сравнивая описания с полученными изображениями, участники эксперимента пришли к выводу: более чем в 90% случаев они полностью совпадают. Люди "фотографировали" воображаемые деревья, танки и солдат, своих умерших родителей, фабрику, свой дом, в мечтах наделяя его деталями, которых не было в действительности".
Доктор физико-математических наук Михаил Герценштейн из ВНИИ оптико-физических измерений РАН считает, что все это нисколько не противоречит законам физики. Он допускает, что чувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают, подобно полупроводниковым фотодиодам, которые не только воспринимают свет, но и излучают его, если через них пропустить ток. Иначе говоря, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами каких-то излучений.
"Из глаз идут скорее всего электромагнитные волны с частотой колебаний, не доступной нашему глазу, - считает доктор биологических наук, профессор Юрий Симаков из Института медико-биологических проблем РАМН. - Можно предположить, что в сложно устроенных клетках-палочках сетчатки возникает что-то вроде рентгеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика ввести лазерный луч, то далее он будет двигаться, как по световоду. Возможно, именно по этому пути и передается информация из сетчатки в окружающее пространство".
Известный исследователь аномальных явлений, доктор технических наук из Института физики Земли РАН Алексей Чернетский предположил, что "излучение из глаз формируется не только в видимом нами диапазоне волн, но и в каком-то другом - например, лазерном и рентгеновском".
Итак, глаз - удивительный прибор покруче любого фотообъектива, способный "фотографировать" даже то, чего никогда не видел. Но в таком случае вопросов для ученых только прибавляется. Как, например, эти образы попадают на сетчатку? Откуда появляются видения тех мест, где ты никогда не был, но совпадающие с реальностью? Или еще одна загадка: для появления "психических картин", оказывается, участие глаза вообще необязательно. Есть, например, результаты экспериментов со слепыми от рождения детьми, которые "фотографировали" мыслеобразы, совпадающие с картинами реальной жизни. Мало того: незрячие оказались более чувствительными и способными учениками, чем обычные люди.