0
3492
Газета Наука Интернет-версия

26.02.2003 00:00:00

Российские научные диаспоры

Игорь Ефимов

Об авторе: Игорь Рудольфович Ефимов - Case Western Reserve University, Кливленд, Огайо (США); Институт теоретической и экспериментальной биофизики, Пущино, Россия. Хочу выразить свою глубокую признательность Татьяне Волошиной за помощь в подготовке текста.

Тэги: ученые, профессия, запад, учечка мозгов


Прошло десятилетие с тех пор, как разметало ветром перемен сотни тысяч российских ученых по всему миру. Многие российские ученые в силу жизненной необходимости, независимо от места проживания вынуждены были сменить профессию. Кто ушел в бизнес, кто в программирование, кто в политику... Но десятки тысяч остались верны однажды выбранной профессии и продолжают дело своих учителей - основателей известных российских школ. Кто-то из них - в России, а кто-то - в странах Запада. Изрядно поредевшая российская научная интеллигенция хоть и выжила, но оказалась расколотой и разбросанной по всему миру. Было ли это неизбежно?

Да, на мой взгляд, это было необходимо для самосохранения.

Во-первых, в момент опасности любой организм, включая социальный, должен затратить значительные ресурсы для поисков путей преодоления кризиса. "Утекшие мозги" можно рассматривать в качестве такого ресурса, израсходованного на практическое изучение мирового опыта научных исследований, финансирования и управления. Чтобы освоить опыт десятков стран мира с развитой наукой, необходимо было "разбрасывать камни".

Во-вторых, "утечка мозгов" фактически стала единственным способом сохранения научных традиций ряда российских школ. Утрата финансирования и невостребованность на родине привели к невозможности продолжения работы во многих, особенно экспериментальных, дисциплинах, требующих значительных ресурсов и развитой инфраструктуры. За границей российские ученые получили возможность сохранить российскую школу, воспитать новых учеников из многих стран мира, с уважением относящихся к российской науке. Кроме того, значительно выросло международное признание ряда старых российских научных школ, которые в советское время, несмотря на первоклассные результаты, были мало кому известны на Западе.

И, наконец, "утечка мозгов", является практически единственным методом воздействия российского научного сообщества на политическую и экономическую элиту России. Только массовым исходом научная интеллигенция может заставить российскую власть подумать о будущем науки, неотделимом от будущего России. Только так удастся ей убедить власть в том, что именно научная мысль является единственной воспроизводимой "конвертируемой валютой" будущей России, от которой зависят процветание страны и ее международный статус.

"Утечка мозгов" вымыла из российского научного сообщества самый продуктивный возраст - 30- и 40-летних. Вряд ли удастся вернуть большинство продуктивно работающих на Западе российских ученых в Россию. Слишком велика разница в заработной плате, в финансовых и инфраструктурных возможностях российских и западных лабораторий. "Утечка мозгов", пусть и не в таких пропорциях, существовала и существует во многих странах Европы и Азии, включая Англию, Францию, Италию, Германию, Японию. Эти страны используют "утечку мозгов" для обмена научными идеями, подходами и практическим опытом научной работы. Так, во многих странах Запада почти правилом стали краткосрочные стажировки молодых ученых в ведущих лабораториях США, перед тем как получить гарантированную постоянную работу у себя на родине.


Возрастное распределение ученых, финансированных РФФИ в 1998 году.

России также предстоит найти пути взаимодействия, применимые непосредственно к российской научной диаспоре.

Большинство западных ученых, добившихся независимого статуса, то есть получающих свое собственное финансирование из различных частных и государственных фондов, одновременно - профессора университетов, директора лабораторий и члены многочисленных экспертных советов, определяющих финансирование и выбор приоритетных направлений в своей области науки. Российские научные диаспоры не исключение. Именно по этим направлениям нужно осуществлять взаимодействие с западным научным миром через российскую научную диаспору.


Возрастное распределение ученых, финансированных Национальным институтом здоровья США (NIH)в 1998 году.

Научная работа любой западной лаборатории ведется через интернациональные коллаборации и интернациональную ротацию кадров. Россия участвует в этом процессе, но здесь существуют значительные резервы. Научное взаимодействие может быть расширено по следующим направлениям: 1) научная коллаборация через механизмы западных и российских научных фондов; 2) стажировка молодых российских ученых в западных лабораториях; 3) участие ученых российской диаспоры в инновационных проектах в России; 4) участие ученых российской диаспоры в научных экспертных советах России.

На заре своей деятельности Российская академия наук создавалась Петром Великим в первую очередь как образовательное учреждение, привлекающее талантливых ученых мира возможностью в свободное от преподавания время вести научные исследования в рамках стабильной и хорошо оплачиваемой должности. Однако со временем эта образовательная грань академической жизни стерлась, и произошел разрыв между научной и преподавательской деятельностью. В западных университетах любой профессор обязан учить студентов и одновременно вести активную научную деятельность. Опыт российской научной диаспоры должен помочь восстановить это завещанное Петром Великим единство науки и образования. В частности, нужно развивать лучшее из того, что уже существует, с привлечением ученых российской научной диаспоры: летние школы для одаренных детей России; интенсивные курсы лекций во время отпусков, каникул или "саббатикалс"; развитие образовательных программ российских университетов; издание учебников и сборников трудов на русском языке; дистанционные курсы лекций для студентов России с использованием телеконференций.

Процесс peer-review (профессионального рецензирования) является основой демократической модели управления наукой. Научная экспертная оценка коллегами-учеными, а не профессиональными управленцами является решающим критерием в вопросах финансирования, продвижения по службе, публикаций. Каждый западный ученый со стажем состоял в десятках экспертных советов по рецензированию грантовых заявок многих государственных и частных научных фондов. Поэтому представляется, что привлечение опытных ученых российской диаспоры к вопросам экспертной оценки российского научного сообщества благотворно скажется на развитии экспертной базы российской науки. Необходимо привлекать ученых диаспоры к рецензированию грантов российских научных фондов, к участию во внешних экспертных советах фондов, университетов, академических и государственных научных органов, решающих вопросы выбора приоритетов финансирования национальных научных программ, как это делается во всем мире.

Пора наводить мосты между двумя лагерями российской науки - ее "утекшими мозгами" и научным сообществом в самой России. Главное - терпеливо искать понимание с обеих сторон, делать это последовательно и беспрерывно. Искать новых Капиц и надеяться, что их научной честности и страсти хватит на всех.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1312
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3192
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2285
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1831

Другие новости