Определенный процент людей при любых условиях всегда готовы заниматься научными исследованиями.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Как известно далеко не всей научной общественности, 8 февраля она должна была отмечать День науки. День действительно странный, так как подавляющее большинство причастных к научной деятельности людей узнают о его существовании из выпуска новостей. И все же определенный смысл в нем есть. И этот смысл - в ритуале.
И это ритуальное постоянство будет свидетельством существования все той же советской-российской науки, которая, несмотря на потрясения, связанные с распадом Союза, по существу, мало изменилась. Исчезновение этого ритуала будет означать кончину этой науки.
Метафизический разговор о науке
Вообще говоря, нет никакой советской, российской или американской науки. Есть только мировая наука. И только ее фундаментальные ценности заслуживают метафизического разговора.
Что есть наука? Если при ответе на этот вопрос не окружать себя горой справочной литературы, энциклопедиями, не заглядывать в интернет в поисках рефератов на заданную тему и т.д., а попытаться сформулировать его, гуляя чудными зимними вечерами начавшегося 2003 г. "с подругой или другом", то он будет прост: наука - это критика собственного результата. Только тогда, когда в вас есть способность подвергнуть критике свой собственный результат и не обидеться на его критическую оценку другими, можно сказать, что вы можете заниматься нормальной Наукой.
Реалии современного мира таковы, что наука перестала быть местом, где водятся "открытия чудные". Эпохи великих открытий прошли, и прошли безвозвратно. Тем самым прошли времена, когда научная деятельность позволяла поражать воображение обывателя и благодаря этому с легкостью брать у него деньги. Из науки ушел пафос открытий, а с ним и пафос тайны, так привлекающий любого из нас. Но она не перестала существовать, потому что остался пафос ремесла, которое нужно передавать из поколения в поколение, чтобы владение ремеслом критического анализа любого совершенного человеком дела не позволяло обществу выродиться в стадо идиотов, уткнувшихся в экран телевизора или компьютера. Пафос ремесла - прежде всего пафос грамоты. И поэтому основная цель современной науки не в открытиях и изобретениях, а в образовании. Оставить после себя грамотного физика или математика, биолога или химика, филолога или историка - в этом, говоря высокопарно, благородная задача настоящего физика или математика, биолога или химика, филолога или историка.
К сожалению, эти простые истины плохо усвоены многими членами современного научного сообщества. Если нельзя поразить мир настоящими великими открытиями, их надо выдумать или на худой конец выдать свой скромный результат за великое открытие. И тогда наука приказывает долго жить, и вместо нее мы получаем рекламный бизнес со всеми его обольщениями и обманами. И опасность такой метаморфозы отнюдь не иллюзорная. Это реалии современной науки, в которой даже появился новый жанр научных статей: статей для журналов "Science" и "Nature". В этих журналах именно "шоуменская" манера подачи материала всячески поощряется.
Научное сообщество сильно изменилось в послевоенные десятилетия главным образом в результате невиданного расширения круга людей, пришедших в науку, и в особенности в физику. Теперь, спустя почти сорок лет, очевидно, что именно экспоненциальный рост числа людей, занимающихся научной деятельностью, рождает указанную выше опасность. Чем больше людей, тем труднее усваиваются нормы ремесла. Тем больше желания чуда или великого открытия. И тем вероятнее появление сил, делающих научное сообщество толпой, и соответственно тем вероятнее переход его к жизни, руководимой по законам шоу-бизнеса.
Современная наука в России
Перед российской наукой, кроме отмеченной выше проблемы, существует масса других опасностей. С развалом Советского Союза она впала в бедность. А бедность не лучшее состояние для критики самого себя. И многие научные сотрудники упиваются критикой правительства, губящего замечательную российскую науку, вспоминая об эпохе великой советской науки. Это была действительно великая эпоха. И наука была великая. Все было великим и гениальным: великие математики, великие физики, великие химики, великие медики, великие и гениальные языковеды┘ Как и положено в тоталитарном государстве, которое умудрилось даже создать специальный орган по регистрации открытий. Но нет вещи, более противоположной для нормальной Науки, чем величие. И если говорить в целом, то как раз отсутствие нормальной Науки, существование которой немыслимо в империи, было одной из причин краха последней.
Тут многие, особенно физики, могут возразить. А школы Капицы или Ландау? Оба этих физика были диктаторами, и, по существу, даже их замечательные школы были устроены по роду и подобию их родного тоталитарного государства. Пусть в этих школах был диктат, прежде всего интеллекта. Сути дела это не меняет. Это действительно были школы.
А школа не годится для того, чтобы решать вопросы мироздания.
Поэтому на них давали ответы европейские и американские физики, не имевшие никаких школ и чья мысль не прошла уроков холопства, не важно какого, добровольного или принудительного. Прислушайтесь. Школа Эйнштейна, школа Гейзенберга, школа Дирака, школа Фейнмана - звучит по меньшей мере странно. Поэтому не стоит плакать по поводу умершей великой советской науки. Она всего лишь Миф. А мифы могут, конечно, стать предметом науки, но самой Наукой - никогда.
Сейчас российская наука - это вся та же советская наука. Только сильно обедневшая. И в этом главная опасность для слабых еще ростков нормальной Науки, потому что основными вопросами обедневших ученых становятся житейские. Их, конечно, нужно решать, но это не предмет нормальной Науки.
Атмосфера выживания рождает мракобесие, легкий душок которого давно уже гуляет по коридорам и комнатам даже самых известных научных учреждений России. Поэтому не дать расцвести в родном отечестве мракобесию от науки, а, напротив, создать в России почву для того, чтобы занятие нормальной Наукой в ее метафизическом и фундаментальным смысле стало нормой, - вот самая главная задача научного сообщества молодого российского государства.
Современная наука в Академгородке
Конечно же, решение подобной задачи еще актуальней для нашего новосибирского Академгородка, сплошь состоящего из люда, имеющего то или иное отношение к занятиям наукой. Академгородок - истинное создание социализма. Построить город на пустом месте, вне всякой инфрастуктуры Новосибирска, для занятий, не имеющих никакого отношения к проблемам того места, где он должен быть, - такое могли сделать люди только истинно социалистического романтизма, настоящие дети ХХ съезда.
К тому же затем появился стол заказов, ставший знаком особой избранности жителей Академгородка. К тому же и свободы ввиду удаленности от центра было побольше, и каждый думал о том, что создан для великих открытий. И к тому же все были чертовски молоды. Хорошее было время.
Теперь, увы, ничего этого нет. И выяснились неприятные вещи. Никаких великих открытий не сделано. Даже докторами стали далеко не все. А те, что стали ими, лишились вожделенного стола заказов. А зарплата - лучше о ней не говорить. Отсюда неприятие новых времен не только многочисленными неудачниками, но и многими "большими" в кавычках и по-настоящему большими учеными Академгородка. Отсюда их нескрываемая обида и агрессия. Отсюда их постоянные жалобы, что вот они такие замечательные, духовные и совершенные, а никто (и, главное, правительство) этого не ценит.
По-человечески такое поведение научного сообщества Академгородка можно понять. Человек, как известно, слаб, и пустой карман не повод для оптимизма. Но такое поведение несовместимо с нормальной Наукой. Если вы хотите быть ее представителем, вы должны прежде всего критически отнестись и к плодам собственной деятельности. Надо понять, что если ваше отечество стало бедным, то во многом это случилось по вашей вине. Ведь вы причисляли себя к ее интеллектуальной элите. А у кого, как не у нее, были наибольшие возможности повлиять на то, чтобы, к примеру, ее экономика была не разорительной, а нормальной. Но вместо этого вы именем Науки благословляли БАМ, переброску рек, милитаризацию страны и прочие безумия социалистического народного хозяйства. Правда, временами вы диссиденствовали, злословили на кухнях по поводу абсурда застоя и спивались от бессилия. Но, право, молодым людям, которым вы передали разоренную социалистическими экспериментами страну, все эти ваши переживания малоинтересны.
"Куда нам плыть?"
Что же делать российскому научному сотруднику, когда наука, которой он посвятил всю свою жизнь, по существу, потерпела фиаско? Ответ очень прост.
Во-первых, не надо упиваться этим фиаско и жаловаться на современную действительность, так "несправедливо" поступающую с вами. С такими настроениями и впрямь можно стать маргиналом.
Во-вторых, ясно осознать, что выход из этого критического состояния найдется где угодно, но только не в коридорах Российской академии наук, которая просто в принципе не состоянии провести вразумительные реформы, и не только в силу проевшей ее бюрократии. Гораздо существеннее другое. Она как была, так и осталась Академией наук СССР и другой быть не может.
В-третьих, и это самое важное, еще раз остановиться, оглянуться и осознать, что, возможно, занятие нормальной Наукой не для вас. И вы просто тянете скучную лямку пусть и не такой богатой и престижной, как раньше, но все еще комфортабельной академической жизни. А нет ничего страшнее скуки, охватившей человека, когда-то жаждавшего великих открытий. Не важно, кто вы при этом - академик или членкор, доктор наук или старший научный сотрудник.
А если нормальная Наука - ваше любимое занятие, тогда для вас не должно быть проблем бюджета, низкой заработной платы или выживания. Должна быть только одна проблема - найти толкового студента или аспиранта, чтобы учить их и учиться самому вместе с ними грамотной физике, или химии, или филологии, или истории. Потому что только в этом случае есть пусть небольшой, но шанс, чтобы занятие нормальной Наукой стало в России нормой.
Новосибирск