По мнению специалистов из Европейского космического агентства (ЕКА), уже к 2025 году уровень развития космических технологий позволит вывести на марсианскую орбиту роботизированную станцию, которая будет работать по схеме нынешней станции "Мир". Это, по мнению экспертов, в значительной степени ускорит изучение Красной планеты и позволит получить ответы на целый ряд весьма актуальных вопросов. В частности, была ли жизнь на Марсе... Аналогичные станции планируется также создать на орбитах Луны и других планет Солнечной системы в рамках глобального проекта Aurora.
В настоящее время эти проекты активно обсуждаются странами - членами ЕКА, каждая из которых не имеет принципиальных возражений в отношении планов ЕС по освоению космоса, однако участие в том или ином проекте видит по-своему. К примеру, Великобритания традиционно не поддерживает идею отправления в космос людей, отдавая предпочтение автоматическим космическим аппаратам. С другой стороны, к участию в европейском проекте планируется привлечь США, Россию, Японию и Китай.
Надо сказать, что Россия в минувшем году устами высокопоставленных отечественных космических специалистов обнародовала основные характеристики разрабатываемой марсианской орбитальной станции ("НГ-наука" писала об этом проекте еще в конце 2000 года - см. "НГ" от 20.12.2000).
Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" разработала проект Марсианской пилотируемой орбитальной станции (МАРПОСТ). Общая масса станции, около 400 тонн, она будет состоять из нескольких основных элементов - обитаемого отсека, двигательной установки, солнечных батарей и спускаемого автоматического аппарата. Последний доставит на борт станции, находящейся на орбите Марса, образцы марсианской почвы. Все эти элементы будут выведены на околоземную орбиту четырьмя тяжелыми ракетами-носителями типа "Энергия".
Длительность полета МАРПОСТа (два с лишним года с учетом времени на орбите Красной планеты) и удаленность комплекса от Земли предполагают максимальную надежность его двигательной установки, прототип которой уже разработан в России и успешно используется на спутниках связи. Это так называемый электрореактивный двигатель, который развивает тягу за счет выбрасывания из своего сопла частиц газа (ксенона), заряженных в электростатическом поле. МАРПОСТ будет использовать несколько сотен таких относительно небольших, связанных в соты двигателей, что еще больше повысит надежность комплекса.
Стоимость осуществления проекта марсианской станции - около 10 млрд. долларов, или 1 млрд. долларов в год.
По мнению одного из ведущих конструкторов РКК "Энергия" Леонида Горшкова, данный проект имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего практически полная безопасность для космонавтов. С точки зрения возможности отказа техники экипаж МАРПОСТа подвергнется не большему риску, чем при полетах на околоземную орбиту.