- Альберт Гаврилович, что объединение ждет от САКСа?
- Мы участвовали во многих салонах - и в Ле Бурже, и в Фарнборо, и в Берлине, и в Жуковском. "Связь-2002" в Москве тоже близок нам по тематике, потому что мы в основном выпускаем спутники связи. Вот в Гонконге очередной салон прошел. Нам он был интересен с точки зрения поиска заказов.
Что касается САКСа, прежде всего мы участвуем в нем для поддержания престижа края. Да и о себе нужно заявить лишний раз, а то знают о нас здесь маловато - все больше на Западе. Также хочется с помощью этого салона как-то "взбудоражить" местную молодежь, чтобы она почувствовала, что в НПО занимаются делом интересным и престижным.
За последние годы коллектив предприятия "усох". У нас работали 11,5 тысячи человек, а осталось 5,7 тысячи. Сегодня мы "подпитываемся" в основном красноярскими кадрами.
- В последнее время объединение вышло на доперестроечные объемы работы. Как в целом сейчас с заказами?
- Можно сказать, нормально. Другое волнует: рыночные отношения в России до конца не устоялись. Не хватает еще очень многих законов. Я уже на всех уровнях власти говорил и Путину прямо в глаза сказал: "Я, директор, обязан выполнять государственный оборонный заказ. Есть три правительственных постановления о правилах поставки военной продукции. Если я их не выполню, меня могут привлечь к ответственности. А вот законов, регулирующих, к примеру, отношения между Минфином и Минобороны, нет. Цепочка разорвана". Конечно, Минобороны мы сдаем космические аппараты независимо от его долгов.
Но тем не менее контракты у нас подписаны, объемы каждый год увеличиваются. На нынешний год оборонный заказ вырастет на 30%. На Минобороны приходится 60% всех заказов, а остальное - по линии госпредприятия "Космическая связь". Это федеральная космическая программа. Сейчас подписали контракт на пять новых космических аппаратов "Экспресс-АМ". Есть контракты с "Росавиакосмосом", правда, там объемы небольшие.
Мы выполнили серьезный проект "Евтелсат". Наметились и другие проекты контрактов. На международном рынке не так просто и быстро подписываются документы. Да сейчас еще и негативная тенденция в мире наметилась - сокращение заказов на космическую технику, причем повсюду, от США до Европы. Имеются в виду, конечно, коммерческие направления, а не военные, так как международные контракты могут быть только коммерческими.
- Еще совсем недавно раздавались голоса, предрекавшие чуть ли не гибель отечественной орбитальной спутниковой группировки. В каком сегодня состоянии эта и военная группировки?
- Голоса эти раздавались в свое время правильно. Но с тех пор мы запустили три космических аппарата "Экспресс-А". Мы сделали их четыре, но один, самый первый, к сожалению, упал. Не по нашей вине, а из-за ракеты-носителя. Бывают такие несчастья. Техника есть техника, в нашей практике 100-процентной надежности не бывает. Хотя наша ракета-носитель "Протон" самая надежная в мире - показатель надежности около 97,5%.
Российскую гражданскую спутниковую группировку мы исправили, заткнули в ней все дыры, что были. Сейчас срочно делаем следующий аппарат - "Экспресс-АМ", который должны сдать в декабре. Спутники у нас не хранятся: сразу в самолет - и на космодром на запуск, так как день пребывания аппарата на земле - большие убытки для заказчика.
По военным спутникам накопилось отставание. Нам как головной фирме многое пришлось восстанавливать вместе со смежниками по кооперации. Начиная с элементной базы. Можно сказать, что процентов на 60 восстановили. Да еще мы получили разрешение ставить на космические аппараты импортную элементную базу. Мы собираемся в 2004 году начать восполнять военную группировку, в том числе и по связным спутникам.
Навигация - это отдельная федеральная программа по системе ГЛОНАСС. Но опять же денег на нее в полном объеме выделить сейчас не могут.
- Каковы же перспективы объединения?
- У нас есть программа развития до 2008 года. Бюджетное финансирование, конечно, имеет первостепенную важность, но лишь к нему все не сводится. По ходу дела возникают такие технические проблемы, над которыми мы сегодня начинаем работать и не знаем, что нас завтра ждет. Выручает то, что мы сохранили свое мощное КБ. Наше объединение - это единство КБ и производства, мозг и руки вместе. Многие оборонные предприятия потому и загнулись, что остались без собственных КБ.
Масса проблем и по кооперации. В России ведь сейчас многого не делают. Нет материалов, клеев, покрытий необходимых. И даже с металлом плохо. Тот же алюминий нам выгоднее закупать за границей, нежели у себя в крае.
Мы стараемся заранее предугадывать развитие технологий будущего. И свою кооперацию настраиваем так, чтобы к началу производства нового поколения спутников прийти подготовленными, зная, какие именно системы нужно "раскручивать". На все эти технологические заделы, естественно, нужны деньги. Поэтому свою чистую прибыль мы в основном тратим на развитие производства.
- НПО вовлечено в интеграцию на международном уровне. Означает ли это, что былое разделение труда - ваша механика и зарубежная полезная нагрузка - уйдет в прошлое?
- По элементной базе Россия отстает, но по уровню мышления, разработки систем, я бы сказал, россияне объективно выше. Вот сейчас мы принимаем участие в создании бортового ретранслятора, который делает французская фирма "Алкатель". Плиту из композитов с жидким контуром охлаждения мы делаем сами и поставляем за границу. Это - реальная интеграция. Наши инженеры чуть ли не первыми в отрасли начали работать вместе со своими западными коллегами. А сейчас мы трудимся уже практически на равных, готовы поставлять за рубеж то, что делаем лучше, в том числе и элементы спутников.
Самое сложное - делать ретрансляторы. Но мы собираемся освоить это, невзирая на сопротивление конкурентов. Наше преимущество еще и в том, что мы сохранили свою испытательную базу, которая позволяет качественно испытывать ретрансляторы. К середине будущего года введем акустическую камеру, и тогда база будет полностью соответствовать международным стандартам качества, включая ИСО.
Но главное наше дело, конечно, спутники. Как бы трудно ни было, мы будем их делать.
Красноярск