Термин "утечка умов" возник в странах Западной Европы для обозначения нового явления, вызванного последствиями Второй мировой войны. Речь тогда шла о массовом отъезде молодых талантливых ученых из Европы в США, Австралию и Канаду. Современная миграция ученых носит гораздо более массовый характер. Кто же уезжает из России и куда? Кто остается и почему? Как относятся к приезжающим из России ученым принимающие страны? На эти вопросы, опираясь на данные социологических исследований, пытается ответить кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонид Веревкин. Об основных результатах его исследования сообщило агентство "ИнформНаука".
Наибольшим спросом на мировом рынке научных кадров пользуются специалисты в тех дисциплинах, которые определяют основные тенденции развития современной науки и технологий - физики, математики, программисты, биологи и химики. Они-то в основном и покидают страну. Лидер по приему наших ученых - США, за ними идут Германия, Великобритания, Франция и Канада.
За рубежом российских ученых воспринимают неоднозначно. С одной стороны, эмиграцию наших ученых поддерживают. Активную политику по привлечению отечественных специалистов начала вести, например, Япония. Вместе с тем в США и некоторых странах Западной Европы осознают проблемы, возникающие в связи с массовой эмиграцией из бывшего СССР, и предлагают ввести ограничения. Среди западных коллег нарастает недовольство конкуренцией эмигрантов. С другой стороны, национальные научные сообщества обеспокоены разрушением одной из самых мощных мировых научных систем и пытаются поддерживать наших ученых.
В финансировании российской науки участвуют, например, Фонд Сороса, Европейский центр ядерных исследований, французские авиационные фирмы, французский Национальный центр научных исследований, Министерство научных исследований Франции, федеральное правительство Германии, Фонд Форда, Общеевропейский фонд помощи русской науке и др. Разумеется, эта поддержка выгодна в первую очередь тем, кто ее оказывает; в том числе она позволяет развитым странам сохранить рабочие места для собственных ученых, снизить затраты по созданию рабочих мест для ученых-эмигрантов и сэкономить на зарплате, сохранив права на результаты исследований. Так, оплата труда ученого-эмигранта на Западе в 4 раза ниже, чем своего специалиста такого же уровня и профиля, а российский ученый, работающий по иностранным контрактам "на месте", получает в 60 раз меньше.
Несмотря на дискриминацию, многие хотят уехать. По данным опросов, проведенных в 18 научных институтах и нескольких престижных вузах столицы, ученых побуждают к отъезду плохое оснащение лабораторий, падение престижа фундаментальной науки и научного труда вообще, отсутствие условий для качественного образования детей и, наконец, низкая зарплата. Абсолютное большинство ученых полагают, что ее необходимо повысить в 10-30 раз.
Причины трудностей, которые переживает российская наука, опрошенные видят в нынешнем состоянии общества. По их мнению, в ближайшее время ситуация измениться не может, поэтому пережидать ее бессмысленно. Надо уезжать. Большинство уезжает не навсегда, а по контракту, но многие потом остаются за рубежом. Тех же, кто вернулся, удручает контраст между условиями труда "там" и "здесь", и они снова ищут возможность уехать. Но, по подсчетам специалистов, доля внешней эмиграции ученых из России не превышает 2% от общего оттока кадров из научной сферы. Будущие кадры науки, студенты, пока не жаждут покинуть страну навсегда, но большинство хотело бы продолжить учебу или пройти стажировку за рубежом.
Кто же остается и почему?
12% опрошенных заявили, что могут работать только в своей стране, 13% - что могут реализовать свои научные планы здесь и потому у них нет потребности уезжать на Запад, еще 15% - что в трудное для страны время не хотят ее оставлять. Некоторые отказываются от эмиграции из-за недостаточной квалификации (14%), незнания иностранных языков (10%) и семейных обстоятельств (12%). Кстати, о квалификации. По мнению опрошенных, российские ученые опережают своих западных коллег прежде всего в физике, математике и в технических отраслях знания.
Практически все ученые согласны, что "утечка умов" не на пользу стране. Но больше половины опрошенных (65,2%) убеждены, что государство не должно вмешиваться в эмиграцию научных кадров за рубеж, его задача стимулировать возвращение на родину. 12,7% выступают за абсолютное невмешательство властей предержащих, а 10% респондентов считают, что необходимо ограничивать выезд из страны представителей стратегически важных специальностей.
Результаты опроса всегда выражают в цифрах, однако, по мнению Леонида Веревкина, количественный подход не всегда оказывается достаточным, а иногда может даже ввести в заблуждение. Два уехавших специалиста мирового класса могут прекратить развитие в стране целого научного направления. Если же учесть, что среди покидающих страну ученых много молодежи, то угроза потери интеллектуального потенциала России становится весьма реальной.