Главный конструктор "КБ Королева" Василий Мишин 28 января 1966 г. записал в своем рабочем дневнике: "Тихонравов, Попов - композиция выставки "Космос" к 50-летию на ВДНХ". Юбилей советской власти планировалось отметить не только впервые в мире послав советского космонавта облететь Луну, но и развернув уникальную по тем временам экспозицию на бывшей сельскохозяйственной выставке. Не только фирма из подмосковного Калининграда, но и другие "почтовые ящики" начали передавать образцы своей секретной продукции на выставку, организуемую под эгидой Академии наук СССР.
Поначалу экспонаты, переданные ЦКБЭМ и другими "космическими" предприятиями, размещались в павильоне "Наука"; в сентябре 1969 г., существенно обновив павильон "Механизация", открыли "Космос" - тот, который с огромным куполом, колосьями и статуями комбайнеров на фасаде. На площади перед павильоном установили переданную королевцами "Семерку" - ракету-носитель "Восток". И хотя с облетом Луны не сложилось, павильон "Космос" с возвышающейся перед ним ракетой по праву занял место одной из ключевых достопримечательностей - и ВДНХ, и, пожалуй, всей Москвы.
Через три десятилетия все изменилось - радикальнее некуда. Павильон "Механизация" вернулся к своему первоначальному сельскохозяйственному назначению: там стали торговать семенами, саженцами и садовыми шлангами, а кроме того, активно предлагали всякое аудио- и видео почему-то уроженцы солнечного города Бангладеш. И хотя ракета и купол остались на своих местах (не в последнюю очередь потому, что купол признан архитектурным памятником, неотъемлемым элементом московского городского ландшафта), все остальное, что было внутри - реальные космические аппараты, состыкованные "Союз" и "Аполлон", ракеты и межпланетные станции, разобрали хозяева. Теперь техника лежит где-то в запасниках РКК "Энергия".
И только на протяжении последних года-двух ситуация вновь начала меняться. На ВВЦ обновилось руководство. В конце концов у народа появилась возможность приобретать садовые шланги и видеомагнитофоны в каком-нибудь месте попроще. Без космической истории.
Так что в 2001 году было принято принципиальное решение - павильон "Космос" восстанавливаем. При этом особый интерес проявили представители отечественной оборонки. Понятно - все же "космос" у нас не столь велик, как когда-то, а у оборонщиков своей постоянной экспозиции в Москве нет и не было никогда. Так что представители четырех оборонных агентств объединились с Росавиакосмосом, Минпромнауки, "Росвооружением", Федерацией космонавтики и правительством Москвы.
В октябре аналитический центр "АэроКосмос" выдал по заказу ВВЦ первый проект концепции воссоздания павильона. И у предприятий ракетно-космического и оборонного комплекса вряд ли хватит собственных денег для содержания современного выставочного комплекса. Так что создаваемый "Новый "Космос" должен был изначально предполагать некую самоокупаемость. Военно-историческая выставка с выстроенными по ранжиру самолетами, танками и зенитными комплексами сама по себе вряд ли привлекла бы посетителей, не окупалась бы, а значит, и на стороннего инвестора рассчитывать не приходилось бы.
Так на свет появилась идея Космопарка. Во всем мире народ охотно оставляет деньги в так называемых тематических парках - развлекательных комплексах, объединенных какой-то общей идеей, желательно поромантичнее. Американский Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне вообще содержит такое информационно-развлекательное заведение при себе - в качестве мощного PR-инструмента. "Спейс Парк" в Хантсвилле развернут на базе коллекции ракетно-космической техники Центра имени Маршалла. Здесь посетители могут подержаться за ручку управления реального шаттла, покрутиться сразу в трех плоскостях на тренажерах, посетить планетарий и киноцентр.
При работе над проектом выяснилось, что ездить за опытом в США, Францию и Малайзию, естественно, полезно, но и отечественные предприятия могут предложить довольно много интересного. Петербургская компания "Транзас" специализируется на авиационных и морских тренажерах, средствах отображения информации, управления и навигации - а для нового проекта предложил построить развлекательный центр на базе своих технологий и программного обеспечения. Новый "Космос" сможет предложить посетителям встать за штурвал швартующегося танкера, оказаться в кресле пилота боевого вертолета┘ Свои программные разработки предложили "Марис" и "Никита". Наконец, сама оборонка готова поставить много "реального железа" - от тренажеров "Союза" до натурных образцов крылатой ступени "Байкал".
Таким образом, при воссоздании "Космоса" разработчикам приходится искать баланс между двумя крайностями - "военно-исторической выставкой" и "чистой развлекаловкой" Космопарка. И конечный продукт будет чем-то средним - выставочно-рекреационным центром, как значится в концепции. При этом приоритеты окончательно определятся, когда станет ясно, с чьей стороны придут основные средства.