Состоялось годовое собрание Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, рассмотревшего два главных вопроса: стратегию и перспективы развития ТНЦ и выборы председателя президиума.
Томский научный центр создан постановлением совета министров СССР в 1978 году. В настоящий момент в его состав входят институты Оптики атмосферы (ИОА), Оптического мониторинга (ИОМ), Сильноточной электроники (ИСЭ), Физики прочности и материаловедения (ИФПМ), Химии нефти (ИХН), филиал Института леса им. В.Н. Сукачева, филиал Института геологии нефти и газа, лаборатория региональной экономики Института экономики и организации промышленного производства СО РАН и ряд научных подразделений.
Численность сотрудников научных учреждений и организаций научного обслуживания - 1950 человек, в том числе научных сотрудников - 690, из них академиков - 3, членов-корреспондентов - 4, 103 доктора наук, 347 кандидатов, 168 аспирантов, 13 соискателей. Центр размещается на площади 200 га (примерно 1% от общей площади Томска).
В отчете Сергей Коровин, исполняющий обязанности председателя президиума ТНЦ, подчеркнул, что ставит перед собой задачу отчитаться не просто за год, а за десятилетие, вместившее в себя трудную судьбу отечественной науки.
В первом приближении все вроде бы и неплохо. Томский центр достойно выглядит на фоне всего Сибирского отделения РАН. Ситуация стабилизировалась по многим показателям. Количество докторов наук увеличивалось равномерно, несмотря на катаклизмы. А начиная с 1994 года резко возрос набор в аспирантуру. Кстати сказать, по количеству молодых сотрудников показатели ТНЦ лучшие в СО РАН - 13,23%.
Однако в целом тон выступления Коровина отнюдь не был благодушным. Средний возраст докторов наук в ТНЦ - 57 лет, кандидатов - 48, доля научной молодежи - 18%. Удельный вес ТНЦ в научно-образовательном комплексе (НОК) Томской области, по его собственным словам, невелик. Численность кандидатов и докторов наук составляет 12% от общей численности НОК.
Финансовое состояние Томского научного центра Коровин прямо назвал "крайне неблагополучным". При том что общий объем финансирования научно-образовательного комплекса Томска составил в прошлом году 2 млрд., финансирование центра - 250 млн. рублей, то есть 12%. Но даже эти средства распределены по институтам по-разному. Наибольшую долю - 80 млн. - имеет ИСЭ. При этом доля базового финансирования у него составляет около 15% (у всех других институтов примерно треть). Все остальное дает участие в программах, грантах, договоры с зарубежными и российскими заказчиками.
Средняя зарплата сотрудников ТНЦ составляет всего 3,5 тысячи. Да, вроде бы некоторый рост зарплаты есть, но он связан с ростом бюджетного финансирования. "Так дальше продолжаться не может, - подчеркнул Коровин. - Рассчитывать только на бюджетное финансирование нельзя. Необходимо искать заказчиков как внутри страны, так и за рубежом".
Как известно, информатика и биотехнология отнесены к числу приоритетных направлений отечественной науки. В самом Томске в вузах ведутся работы по этим направлениям. А в ТНЦ, увы, работы по этим направлениям развиты слабо. Более того, в центре слабо развита телекоммуникационная сеть, что существенно снижает возможности работы ученых в интернете.
Исходя из сложившейся ситуации были выделены четыре основных направления развития ТНЦ СО РАН: фундаментальные и прикладные исследования по основным направлениям науки и техники; инновационная деятельность; развитие сети телекоммуникаций и информационного обеспечения; решение социально-экономических проблем.
Отчет по докладу был столь убедительным, что у собравшихся не вызвал ни вопросов, ни желания как-то его прокомментировать. И потому второй вопрос повестки - избрание председателя президиума - оказался чистой формальностью. Сам Коровин на результаты голосования отреагировал короткой ремаркой: "Благодарю за поддержку. Но радости не ощущаю".
Томск