Минувшим летом в Греции состоялась очередная ежегодная конференция министров европейской программы научно-технического сотрудничества ЭВРИКА, что дает нам повод еще раз вернуться к вопросу: как и зачем мы сотрудничаем с технологической Европой? По существу, участие в этой программе есть наше единственное достижение, если не сказать прорыв, в области полноправного - Россия является членом программы с 1994 года - взаимодействия с ориентированным на рынок научно-техническим потенциалом континента.
Программа ЭВРИКА была создана по инициативе Франсуа Миттерана в 1985 году и изначально рассматривалась как некий инструмент, позволяющий на равных конкурировать с США и Японией в областях высоких технологий и противостоять их экспансии в Европу.
Проекты программы ЭВРИКА возникают по инициативе их участников, как бы дополняя до целого возможности каждого из них, в то время как государства оказывают своим национальным фирмам и институтам определенную, до 50% бюджета, финансовую поддержку. По замыслу отцов-основателей они (проекты) должны завершаться появлением на мировом и европейском рынках новых технологических процессов, услуг и товаров.
Следует сказать, что в нынешнем году количество стран - членов ЭВРИКИ достигло 34, число непосредственных участников проектов около двух тысяч, из них больше половины - малые и средние по размеру фирмы и предприятия.
Обратимся к сводной таблице, составленной по материалам состоявшегося в Греции совещания министров, в которой приведем данные по странам участникам: (а) сопоставимым по научно-техническому потенциалу с Россией и (б) статистически сопоставимым с показателями участия нашей страны в программе ЭВРИКА (см. табл. 1).
Таблица #1
Страна |
Текущие проекты |
Новые проекты |
Законченные проекты |
(А) |
|||
Франция |
155 |
30 |
372 |
Германия |
146 |
38 |
387 |
Италия |
93 |
17 |
179 |
Голландия |
95 |
27 |
319 |
Испания |
116 |
34 |
254 |
Швеция |
70 |
22 |
183 |
Великобритания |
82 |
26 |
260 |
Россия |
19 |
7 |
24 |
(Б) |
|||
Венгрия |
18 |
4 |
35 |
Польша |
29 |
17 |
21 |
Словения |
20 |
20 |
22 |
Учитывая, что Россия вступила в "гонку" много позднее ведущих европейских стран (но раньше Польши и Словении), ни о чем трагичном приведенные цифры не свидетельствуют, но и оптимизма, прямо надо отметить, не добавляют.
Теперь давайте просмотрим, в каких же областях мы сотрудничаем с технологической Европой (табл. 2).
Таблица #2
Область сотрудничества |
Завершенные проекты |
Новые проекты |
Биоинженерия |
1 |
1 |
Окружающая среда |
7 |
3 |
Информатика |
4 |
2 |
Лазерные технологии |
4 |
- |
Материалы |
3 |
1 |
Робототехника |
4 |
- |
Транспорт |
1 |
- |
Посмотрим, какого мнения придерживается по этому вопросу человек, наиболее осведомленный в делах программы, близко знакомый с ее деятельностью в течение многих лет и в настоящее время возглавляющий Секретариат ЭВРИКИ в Брюсселе. Короткое интервью у г-на Котилайнена было взято непосредственно после состоявшейся в Греции министерской конференции.
- Господин Котилайнен, не могли бы вы сказать несколько слов об основных тенденциях развития программы ЭВРИКА с момента ее основания?
- Программа ЭВРИКА во все время ее существования оставалась очень статичной. К основным изменениям следует отнести увеличение количества ее стран-членов с 17 до 34. Такое увеличение повлекло за собой требование реорганизовать менеджмент программы, однако на практике это происходит крайне медленно. Что же касается проектов программы, изменения весьма заметны. Первоначально было много больших проектов с участием крупных компаний, но сегодня значительную часть портфеля проектов составляют те из них, в которых участвуют компании средние и маленькие. Соответственно уменьшился объем портфеля, что вызвано измельчанием проектов. Основное изменение в области политики программы пришлось на время председательства в ней Греции, которое недавно закончилось. Для начавшейся дискуссии маяками служат Европейская Комиссия и Европейская Исследовательская область (European Research Area). Развивается сотрудничество с Рамочной программой и другими европейскими институтами, такими как Европейский инвестиционный банк, организация по стандартизации и другие. Новая политика ЭВРИКИ - играть роль одной из сетей, одновременно увеличивая свое значение.
- Россия полноправно участвует в деятельности программы с 1994 года. Считаете ли вы, что она оправдала надежды, возлагавшиеся на нее другими членами ЭВРИКИ?
- Принимая во внимание тот факт, что Россия располагает колоссальным научным потенциалом и сильной промышленностью, ее участие в проектах, которые принесут пользу ее собственной экономике, находится на низком уровне. Можно было ожидать, что она займет более активную позицию.
- Каков размер взноса России в бюджет программы за период ее членства в ЭВРИКЕ?
- Российский членский взнос в бюджет ЭВРИКИ за 1997-2002 годы составил 433 214 евро. Размер предыдущих ежегодных взносов менялся от года к году в связи с изменениями ВНП и используемой для расчета статистики. Можно предположить, что за три года - 1994-1996 - размер взноса был меньше половины приведенной выше суммы.
- Опираясь на статистику Секретариата ЭВРИКИ, сколько денег Россия истратила на финансирование своих проектов за время членства в программе?
- Вклад России в законченные проекты составил 15,6 миллиона евро. Для информации: за период председательства в программе Греции, то есть за 2001/2002 год, финансирование проектов составило 3,92 миллиона евро. Цифры относятся к запланированному финансированию, реальные расходы не отражены в статистике Секретариата.
- Одно из направлений деятельности Секретариата ЭВРИКИ - оценка проектов. Не могли бы вы перечислить несколько проектов с российским участием, которые можно было бы назвать успешными с точки зрения рынка?
- Из всех законченных проектов с российским участием только 13 представили необходимые, завершающие сотрудничество доклады. Возможно, прошло недостаточно времени, чтобы судить об их успехе на рынке.
- Большие "стратегические" проекты ЭВРИКИ можно назвать локомотивами европейского технологического развития. Как участвует в них Россия? Вносят ли российские фирмы и организации свой вклад в эти проекты?
- Прошу извинить за такой ответ, но Россия не участвует в стратегических проектах.
Для лучшего понимания ситуации следует добавить, что г-н Котилайнен (автор статьи знаком с ним лично) - дипломат, человек очень доброжелательный, высокий профессионал, а такие люди, как известно, бывают предельно корректными и весьма сдержанными в своих публичных оценках. Что ж до приведенных им цифр, то взнос России в бюджет программы должен соответствовать истине - тысяч так 700 евро за восемь лет участия, в то время как размер финансирования проектов значительно завышен. Что поделать, таковы правила игры, в которую играют все страны - члены программы, отчитываться-то об успехах надо.
Да, со временем программа ЭВРИКА измельчала, потеряла былую амбициозность, но ведь это именно то, что надо нашим малым и средним наукоемким фирмам для выхода со своей продукцией на европейский и мировой рынки. Опыт самой ЭВРИКИ показал, что промышленные гиганты легко обходятся без такого типа программ и в случае необходимости работают напрямую с иностранными партнерами.
Правительство платит денежки, а мы, те, кто не отвык работать головой, должны из этого извлекать прибыль. Оно же, родное правительство, по крайней мере в случае с ЭВРИКОЙ, для нас старается, так грешно такой редкой возможностью не воспользоваться. А для этого┘
Для этого живущим активной жизнью ученым и предпринимателям от науки стоит поискать в Европе партнеров по совместной наукоемкой разработке и прийти вместе с ними в ЭВРИКУ - каждый в свой национальный секретариат. Партнеры ваши, между прочим, тоже без правительственной поддержки не останутся.
Для этого им же надо точно определить конечную цель сотрудничества, ясно понимать, с каким продуктом и когда предстоит выйти на рынок.
Для этого Министерству промышленности, науки и технологий РФ, где и располагается российский национальный секретариат программы, надо:
- вместо простенькой схемы выдачи участникам проектов ЭВРИКИ крошечных грантов разработать комплексную схему их финансирования с привлечением заемных денег, как это делается в ряде стран - членов ЭВРИКИ. Уверенные в своих идеях и способностях российские люди пойдут на то, чтобы занять необходимые суммы, а с неуверенными и работать не стоит, одна потеря времени;
- сначала силой, а потом убеждением заставить российских участников проектов тщательно готовить и подписывать с иностранными партнерами полномасштабные контракты или соглашения, их самих, между прочим, всесторонне защищающие. Как говорится в народе, ничто так не красит женщину, как перекись водорода, - ничто так не дисциплинирует партнеров, как хороший, справедливый контракт;
- посмотреть по сторонам и привлечь к сотрудничеству наши, российские, финансовые институты, а также отраслевые и прочие объединения по интересам, которые могли бы сработать в качестве катализатора сотрудничества, в определенной мере обеспечить ему страховку.
Что же до вопроса "зачем?" - кажется, он сам собой отпал, его заменил вопрос "как?": как быстро и эффективно воспользоваться предоставляемыми возможностями и, не сотрясая воздух пустыми заклинаниями о перспективах сотрудничества, работать, блюдя свой, а через него и страны нашей, интерес? Хотелось бы в свете сказанного пожелать российским фирмам и предприятиям успеха на игровом поле ЭВРИКИ... Хотелось бы, но не буду, поскольку успеха желать - ума не требуется, успеха надо добиваться.