0
2242
Газета Наука Интернет-версия

23.10.2002 00:00:00

Гонки на машинах мышления

Тэги: наука, мышление


Полемика важнее проблемы

В этом году меня попросили написать вступление для сборника, в котором собраны доклады философов и ученых МГУ имени М.В. Ломоносова и Ульяновского государственного технического университета, обсуждавших на своем семинаре в течение двух лет (2001-2002 гг.) особенности современной философии и ее методологические основания. Прочел. Все доклады сами по себе достаточно интересны, конечно, есть и слабые, но два-три очень сильные. Поражает другое, каждый философ или ученый обсуждаемые темы видит и понимает по-своему. В результате все выговорились, а ответа на вопрос, что же такое современная философия и ее методологические основания, - нет. Правда, постмодернисты сказали бы, что получено столько ответов, сколько на этом семинаре присутствовало участников. Но ведь ответы разные, нередко взаимоисключающие!

Приспело и осознание подобного состояния дел. Например, в недавно вышедшей прекрасной книге Александра Сосланда читаем: "Создание новых методов, как ясно всем, зачастую никак не связано с действительными потребностями терапевтической практики, с интересами пациента┘ Психотерапевтический метод создается как реализация желаний его автора очертить собственное идеологическое пространство, сформировать дискурсы, где была бы осуществлена запись его предпочтений, опыта и склонностей┘ Школы в психотерапии создаются как полемические плацдармы... мы исходим из вполне очевидного соображения, что в конечном итоге все - полемика и политика" (Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии. - М., 1999, с. 12-13, 35, 361).

Теперь второй пример, не менее любопытный. Года три назад мне как члену диссертационного совета Института философии РАН принесли на отзыв уже защищенную в Санкт-Петербурге докторскую диссертацию А.Ф. Косарева, посвященную философии мифа. Ее послали на перезащиту в наш институт, поскольку, по мнению членов ВАК, Косарев все ставит с ног на голову. Он доказывает, что хотя наука вышла из мифологии, но на самом деле она никогда с ней не порывала и сегодня черпает в мифологии силы для своего возрождения. "Во всесилие науки, - пишет Косарев, - перестает верить даже сама наука... Наука не только подпитывается мифологическими идеями, но, как только дело доходит до широких теоретических обобщений, а тем более до построения научных картин мира, она приобретает ярко выраженный мифологический характер... Своими корнями наука уходит в мифологию, из которой когда-то выросла и живительными соками которой продолжает питаться, несмотря на отгораживающую ее от мифологии колючую проволоку интеллекта. Однако ограда эта расположена на поверхности сознания, корни же уходят под землю, в мир бессознательного" (А.Косарев. "Философия мифа". - М., 2000, стр. 8, 195, 282).

Мне стоило больших трудов убедить членов своего совета, что Косарев имеет не меньшее право считаться настоящим философом, чем, скажем, религиозные русские философы начала века (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Булгаков и другие). В то же время действительно странно, если корни и почва науки - бессознательное и мифология. Кстати, другие исследователи утверждают, что корни науки в эзотеризме (магии, алхимии, астрологии). Появились работы о влиянии эзотерических идей на творчество Парацельса, Ф.Бэкона, Кеплера, Коперника, Ньютона, Дж. Ди.

Рассуждающая личность

Чтобы со всем этим разобраться, обратимся к современным исследованиям становления и формирования научного мышления.

Традиционное понимание науки опирается на следующую известную гносеологическую схему: существует мир, а человек его познает, получая о мире знание. Когда Платон говорит, что подлинное знание может быть только о мире идей, а Аристотель - что нет знания о том, что не существует, они устанавливают именно этот взгляд на природу вещей, который Гуссерль, однако, считал "первородным грехом" традиционной философии и назвал "натуралистической позицией". Подобное понимание познания обосновывается и в антропологическом отношении. Например, в работе Аристотеля "О душе" мышление - как раз та способность человека, которая обслуживает философское и научное познание; у Канта возможность познания обеспечивает трансцендентальный субъект.

До античной культуры знания создавались не в рассуждениях и обязательно проверялись в практике хозяйственной и социальной жизни. Соответственно источником общих мифологических или религиозных представлений считался не человек, а духи или боги. Они и сообщали эти представления избранным людям (шаманам или жрецам).

Отметим также, что познание практически не осознавалось (было "нерефлексированным"). При этом знания наряду с другими "институциями" (картиной мира, властью, хозяйством, воспитанием, обществом) задавали и обеспечивали организацию общественной жизни, и в этом отношении знанию можно приписать характеристику "прагматической адекватности" действительности. Назовем такую действительность "социальной реальностью".

Рассуждения появляются только в античной культуре, и этому помимо прочего способствовали два важных обстоятельства. Первое - формирование того, что условно можно назвать "античной личностью", второе - социального устройства, допускающего наряду с общественным также и личные убеждения. Назовем такую действительность "персональной реальностью".

Именно рассуждение позволяло приводить в движение представления другой личности, направляя их в сторону рассуждающего.

Но рассуждать можно было по-разному (различно понимать исходные и общие члены рассуждения, по-разному их связывать между собой), к тому же каждый "тянул одеяло на себя", то есть старался сдвинуть представления других членов общества в направлении собственного видения действительности. В результате вместо согласованного видения и поведения - множество разных представлений о действительности, а также парадоксы.

Из истории античной философии мы знаем, что возникшее затруднение, грозившее парализовать всю общественную жизнедеятельность греческого полиса, удалось преодолеть, согласившись с рядом идей, высказанных Сократом, Платоном и Аристотелем. Эти мыслители предложили, во-первых, подчинить рассуждения законам (правилам), которые бы сделали невозможными противоречия и другие затруднения в мысли (например, рассуждения по кругу, перенос знаний из одних областей в другие и пр.), во-вторых, установить с помощью этих же правил контроль за процедурой построения мысли.

Создание правил мышления, категорий и понятий, позволяющих рассуждать без противоречий и других затруднений, получать знания, которые можно было согласовывать с обычными знаниями, обеспечивая тем самым социальный контроль, а также понимать и принимать все предложенные построения (правила, категории и понятия), венчает длительную работу по созданию рационального мышления. С одной стороны, конечно, мыслит личность, выражая себя в форме и с помощью рассуждений (размышлений). С другой - мышление, безусловно, представляет собой общественный феномен, поскольку основывается на законах социальной коммуникации, включая в себя стабильную систему правил, категорий и понятий.

По отношению к обычному непроясненному миру реальность, заданная в мышлении (научном знании) с помощью категорий, выступала как подлинный, ясный мир, выявленный в познании (науке) с помощью мышления. Вот здесь и началась история множественного истолкования действительности: каждый крупный философ, реализуя себя как личность и одновременно выполняя свое профессиональное назначение (нормировать и организовывать мышление) порождал индивидуальную персональную реальность, которую он воспринимал в качестве реальности как таковой, то есть социальной реальности.

Машины мышления

Осознание того, что мышление распалось на отдельные сферы и области, на взаимоисключающие способы истолкования действительности, как бы последние ни называть - логиками или типами рациональности, произошло, конечно, не в конце ХХ века. Еще в начале Средних веков Татиан спрашивал: "Кроме того, как почитать тех, у кого величайшее разногласие во мнениях?" В новое время сходную ситуацию Юм и Кант обсуждают как давно текущий скандал. Философы, писал Юм, "считают позором для всей науки то, что философия до сих пор еще не установила непререкаемых основ нравственности, мышления и критицизма и без конца толкует об истине и лжи, пороке и добродетели, красоте и безобразии, не будучи в состоянии указать источник данных различений".

Кант, очевидно, полностью согласен с Юмом, поскольку в "Критике чистого разума" пишет, что неоспоримые и неизбежные при догматическом методе противоречия разума с самим собой давно уже лишили авторитета всю существовавшую до сих пор метафизику; с какой стати, спрашивает он, разум, высшее судилище для всех споров, вынужден вступать в спор с самим собой? С той стати, ответили постмодернисты в ХХ веке, что мышление - это не всеобщий разум, это не демиург, творящий и одновременно отображающий мир, а языковые игры, локальные дискурсы, где каждый играющий, как суверенная личность, назначает и придумывает собственные правила.

Анализ показывает, что смена типов культуры обусловливает не только смену машин мышления, но и формирование ситуаций становления мышления. Например, в Средние века задачи мышления кардинально изменились. Главным теперь становится не познание областей бытия и упорядочение рассуждений, что было характерно для античности, а критика на основе христианских представлений античных способов объяснения и понимания мира и человека, а также уяснение и объяснение новой реальности, зафиксированной в текстах Священного Писания.

Переход к Средним векам знаменует собой также переструктурирование коммуникаций и самостоятельного поведения: человек ориентируется теперь не только и не столько на себя, но не меньше - на другого человека, бескорыстную помощь (любовь к ближнему), а также на целое (общину, государство, Град Божий). Этическая нагруженность (например, та же идея христианской любви) и двуосмысленность средневековой мысли, как показывает Светлана Неретина, обеспечивают этот новый тип коммуникации и личности. Аналогично и в последующих культурах: меняются личность, коммуникация, мышление.

Действительно, в новое время потребовалась естественнонаучная и инженерная мысль, чтобы передать власть новоевропейской личности, основывающей свои действия и жизнь на вере в законы первой природы. Потребовалась гуманитарная мысль, чтобы дать слово личности по Бахтину ("Рядом с самосознанием героя, вобравшим в себя весь предметный мир, в той же плоскости может быть лишь другое сознание": М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972, с. 83). Необходима была социально-психологическая мысль, чтобы создать условия для личности и коммуникации по Шебутани, основанных на идее согласованного поведения и экспектациях (когда все основные структуры личности - "Я-Образы", ценности, мотивация и прочее - формируются в ответ на требования и ожидания Других). Наконец, потребовались постмодернистская мысль и деконструкция, чтобы возвести вокруг личности стену до небес, а также блокировать претензии других на власть.

Сегодня формируются новая коммуникация и личность: помимо задач приведения другого к себе и самовыражения все более настоятельны требования приведения себя к другому (встречи-события), а также ориентация самостоятельного поведения человека на других, сохранение природы, культурного разнообразия, безопасное развитие человечества. Существенно меняется структура мысли, когда формулируются и начинают осуществляться новые "социальные проекты".

Одним из первых социальных проектов можно считать задачу Аристотеля и его школы: нормировать рассуждения и доказательства и затем заново, опираясь на построенные нормы, получить знания об отдельных областях бытия (решение этой задачи вылилось в построение первых наук). Второй проект - перестройка античного органона и мировоззрения на основе текстов Священного Писания. Третий, относящийся к ХVI-XVII вв., не менее грандиозный - овладение силами природы, создание новых наук о природе и новой практики (инженерной). Четвертый, складывающийся уже в настоящее время, - перевод цивилизации на путь контролируемого и безопасного развития. Сакраментальный вопрос - удастся ли этот проект реализовать без прохождения "точки Конца Света"?

Распад существующей культуры или становление новой создают широкое поля для становления мышления. Как правило, в этот период необходима критика традиционных способов мышления и представлений и формирование новых подходов. Например, современные исследования все больше подводят нас к пониманию, что картина, в которой человек и мир разделены, неверна. Сегодня мир - это созданные нами технологии, сети, города, искусственная среда, которые, в свою очередь, создают нас самих. Говоря о работе человека над собой, я имею в виду одновременно и работу, направленную на изменение нашей деятельности и жизни, что невозможно без изменения культуры и социума как таковых.

Другая современная ситуация, требующая критической рефлексии, - неразличение персональной и социальной реальности. Гипертрофированное и эгоцентрическое развитие современной личности и понимание реальности как существующей безотносительно к культуре, деятельности и познанию, обусловливают толкование персональной реальности в качестве социальной. Дальше, поскольку персональных реальностей столько, сколько мыслящих личностей, социальную реальность приходится редуцировать к языковым играм и локальным (персональным) дискурсам.

Признаки рациональности

Подведем итог. Рациональное (научное) мышление как момент жизни культуры и личности может быть охарактеризовано следующим образом:

- это одновременно способ познания действительности, обеспечивающий становление и функционирование культуры (здесь создаются общезначимые знания, схемы, теории), и необходимое условие реализации личности, разрешающей в коммуникации несовпадение общепринятых и собственных представлений о мире и о себе;

- мышление - такой способ приведения в движение (смены, изменения) представлений о действительности, который помимо знаний о действительности и реализации личности выступает условием согласованного социального поведения. Вырожденный случай - распадение этого единства на три сферы: мышление в чисто утилитарной функции (например, прикладные и технические науки), мышление как чистая реализация личности и мышление как коммуникация;

- мыслительная активность становится мышлением только в том случае, если эта активность нормирована (мышление как "логика", как "типы рациональности"), задавая самостоятельную реальность (второй, идеальный и конструктивный, мир относительно обычного). Именно эта реальность является тем миром, в котором реализуется мыслящая личность и разворачивается жизнь культуры начиная с античности. Нормирование мышления обеспечивает возможность, с одной стороны, строить знания без противоречий и других затруднений, с другой - получать знания, которым можно приписать свойство прагматической адекватности;

- необходимым условием реализации самого мышления является приписывание действительности определенного строения. Так рождаются картины мира и представления личности о себе (антропологические представления). В рамках этих картин и представлений осуществляется познание действительности и самопознание. Особенностью традиционного понимания действительности является неразличение трех указанных функций мышления (в отношении социальной и персональной реальности, а также коммуникации) и примат его социальной роли. Постмодернистская идеология, напротив, настаивает на приоритете личности и персональной реальности;

- в ситуациях становления новой культуры или решения социальных задач, а также в ситуациях становления и кризиса личности мышление - это новый опыт жизни, хозяйственный, религиозный, эзотерический; в ситуациях функционирования культуры и личности мышление работает как машина;

- кризис современной жизни (глобальные проблемы, гипертрофированное развитие личности, обособление отдельных сторон самого мышления и прочее) обусловливает необходимость современного этапа конституирования научного мышления.

Сюда входит, во-первых, переориентация мышления на решение нового социального проекта - сохранение жизни на Земле, безопасное развитие, поддержание природного, культурного и личностного разнообразия (многообразия) и сотрудничества, способствование становлению новой цивилизации, в рамках которой складываются метакультуры, новая нравственность, новые формы жизни и мышления.

Во-вторых, восстановление равновесия между социальным и личностным планами мышления. В свою очередь, это предполагает ограничение своеволия современного человека, принятие им новых уровней ответственности, более решительный поворот к нуждам общества.

В-третьих, сюда же относится работа по созданию новых норм мышления: не только образцов, правил, категорий, но и методологии. Именно методология ("частная" и с "ограниченной ответственностью") позволяет, с одной стороны, направить и конституировать мысль, с другой - обеспечить ее разнообразие.

Конкуренция разных норм мышления и разных систем мышления не только допустима, но, вероятно, является необходимым условием становления эффективной современной цивилизации. Иное дело картины мира и другие институции, обеспечивающие ее выживание и дальнейшее развитие. Они должны быть согласованными, образуя единый социальный организм. Мышление же - это всего лишь одна из подсистем социума. На личностном уровне оно часто обособляется в самостоятельную идеальную реальность. При таком обособлении, а также в качестве условия реализации отдельной личности, если, правда, не обращать внимания на последствия ее жизни для культуры, идеология постмодернизма сохраняет свое значение.

Но эта идеология перестает работать, если речь идет о становлении новой социальной реальности. В последнем случае конституирование мышления предполагает не только формирование новых типов коммуникации, но и такую организацию социальной жизни и дела, которые объективно будут объединять людей, делая их зависимыми друг от друга. Вряд ли без этих усилий по организации совместной жизни нашу цивилизацию ожидает оптимистическая перспектива.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1815
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1137
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
833
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1119

Другие новости