В последнее время в средствах массовой информации прошла волна публикаций о грандиозных коммерческих возможностях России в торговле квотами на выброс парниковых газов. Назывались цифры - 30-50 млрд. долл. Насколько реален сегодня рынок грязного воздуха?
В декабре 1997 года в Киото (Япония) был принят протокол к Конвенции об изменении климата, согласно которому подписавшие его страны к 2008-2012 годам обязуются сократить свои совокупные выбросы парниковых газов по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Чтобы добиться выполнения принятых обязательств, документы Киотского протокола предусматривают возможность передавать другой стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов. То есть была разрешена торговля выбросами... Россия давно выполнила Киотские соглашения. Дело в том, что сегодня благодаря резкому снижению промышленного производства объем российских выбросов на 40% меньше, чем мы имели в 1990 году. Многие предсказывают, что Россия может стать крупным продавцом разрешений на выбросы парниковых газов. Наши резервы - совершенствовать энергетику.
Энергетика потребляет от 50 до 80% всех природных ресурсов. В большинстве стран и, в частности, в России она вносит определяющий вклад в выбросы парниковых газов. В России сжигание ископаемого топлива приводит к 98% антропогенных выбросов диоксида углерода и к 77% всех выбросов парниковых газов в углекислотном эквиваленте.
Открывающиеся с подписанием Киотского протокола возможности позволяют по-новому взглянуть на систему взаимоотношений между предприятием энергетического сектора и инвестором. Ожидается, что такие механизмы гибкости, как торговля квотами на эмиссии парниковых газов и проекты Совместного осуществления (Joint Implementation), будут не только способствовать сокращению глобальных затрат на снижение эмиссий, но породят новые экономические стимулы для внедрения более "экологически чистых видов топлива" и энергосберегающих технологий.
Киотский протокол содержит механизмы, позволяющие несколько перераспределить тяжесть проблемы снижения выбросов парниковых газов в зависимости от уровня экономического развития стран. Менее развитые страны, где эффективность энергетики пока ниже, а возможности для "улучшения ситуации" выше, смогут получить на взаимовыгодных условиях дополнительные средства от более развитых стран.
Доля России в общую эмиссию парниковых газов промышленно развитых стран по состоянию на 1990-й - базовый год обязательств по протоколу, в два раза меньше, чем у США, но намного больше, чем у любой другой страны.
Общий потенциал российского предложения квот - это от 1 до 2 млрд. т углекислотного эквивалента за 5 лет (2008-2012 гг.), а возможно и больше. Имеется и немало оценок возможного спроса со стороны развитых стран. В частности, в 1998 году было выполнено исследование Бюро экономического анализа "Исследование российской национальной стратегии снижения выбросов парниковых газов", поддержанное Мировым банком, где говорится о цифрах около 1,5-3 млрд. т углекислотного эквивалента за 5 лет.
Реализация проектов совместного осуществления в период до 2008 года фактически является "ранней деятельностью" по передаче единиц сокращения выбросов парниковых газов. Инвестор платит - вкладывает в проект деньги сейчас, а использует эффект, получаемый в 2008-2012 гг.
Нашим преимуществом является наличие широчайшего поля деятельности, где потенциальные партнеры могут найти проекты "на любой вкус". В настоящее время выброс парниковых газов в России примерно на 900 млн. т углекислотного эквивалента в год меньше, чем в 1990 году и чем это будет разрешено нам в среднем за 2008-2012 годы. Согласно имеющимся сценариям для 2008 и 2009 годов, есть оценка суммарного объема свободных квот в 1000 млн. т СО2-эквивалента на эти два года.
Многие эксперты предлагали использовать в 2000-2001 годах менее 10% от потенциально свободного объема квот 2008 и 2009 годов или около 100 млн. т СО2-эквивалента (при этом никак не затрагиваются квоты 2010-го и последующих годов). Такой объем предполагает минимальный риск.
Указанная квота (100 млн. т для начальных сделок 2000-2001 гг.) составляет примерно 3-4% от потенциальной потребности развитых стран в 2008-2012 годах. С другой стороны, возможная для переуступки квота уже достаточна для первого шага - речь идет о достаточно крупных инвестициях для реализации масштабных проектов.
Сколько стоят квоты? На этот вопрос вряд ли можно ответить точно. Пока нет рынка, нет и цены. Существующие оценки очень разнятся - от 10 до 20 долл. за тонну диоксида углерода. Цифры эти весьма условные. Если принять среднюю цену в 15 долларов, то Россия, имея потенциал квот, например, в 2 млрд. т углекислого газа, может получить за него (конечно, теоретически) 30 млрд. долларов.
Понятно, что сейчас это только необоснованные расчеты, но в какой-то степени они все же показывают уровень российского потенциала, который в конечном счете может быть реализован на благо улучшения экологической обстановки в нашей стране.