В апреле текущего года правительство РФ приняло постановление, согласно которому лекарственные препараты внесены в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Уже с осени этого года в силу вступают правила, по которым отечественные и зарубежные медикаменты, а также сырье для их производства, будут подвергаться тщательной проверке со стороны специальных служб Минздрава РФ. Такой шаг правительство сделало неспроста. Контрабандный рынок лекарств приобрел поистине грандиозные масштабы, и на здоровье людей преспокойно обогащаются множество фармацевтических компаний, ведущих нелегальный бизнес.
Объем рынка лекарственных средств в России составляет около 3 млрд. долл. Если учесть, что за прошлый год количество фальсифицированных медикаментов составило порядка 10% от общего объема, то выходит, что 30 млн. долл. оседает в карманах недобросовестных производителей, а в каждой десятой таблетке, купленной в аптеке, может находиться невесть что, но только не то, что написано на этикетке.
В целом по стране количество выявленных таких "лекарств" не поддается подсчету в силу отсутствия систематизированной статистики. В то же время только в результате шести проверок Фармацевтической инспекцией изъято из обращения почти 36 тыс. упаковок запрещенных к продаже лекарственных средств 15 наименований на сумму 4,7 млн. рублей.
Под словосочетанием "фальсифицированные лекарства" понимают средства, пришедшие в негодность в результате истечения срока годности, приготовленные из дешевого сырья низкой очистки, и медикаменты, не соответствующие требованиям стандарта - в них нарушены концентрации веществ, изменена композиционная составляющая и прочее. Такие препараты могут либо не подействовать должным образом на больного, либо подействовать не так, как того требует лечение, или вызвать непредсказуемые побочные действия.
Новые, ужесточенные правила сертификации медикаментов должны в первую очередь выявить и "ударить" именно по таким компаниям и, лишая их лицензии на производство и распространение продукции, навести порядок на фармацевтическом рынке.
Те компании, у которых не все в порядке с контролем качества производимой и импортируемой продукции, естественно, с опаской относятся к введению новых правил сертификации. Однако вместо того, чтобы ужесточить контроль до поступления медицинских препаратов в розничную сеть, недобросовестные коммерсанты начинают активно выступать против нововведений. Одним из самых ярых противников политики правительства по борьбе с контрабандным рынком лекарств выступил руководитель компании "Биотек" Борис Шпигель. Он получил весомые лоббистские возможности, возглавив комиссию по проблемам законодательного обеспечения охраны здоровья населения и экологической безопасности Экспертного совета Госдумы. Спикером Госдумы было отправлено письмо председателю правительства РФ Касьянову с просьбой рассмотреть вопрос об исключении лекарственных средств и перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации. Учитывая количество подделок, только выявленных инспекциями различного уровня, вряд ли такая инициатива благоприятно отразится на здоровье потребителей.
Госторгинспекции в ходе проверок филиалов "Биотека" в Екатеринбурге и Новосибирске неоднократно выявляли лекарственные средства, запрещенные к реализации.
Например, валокордин регулярно поступал в аптеки Екатеринбурга, несмотря на отсутствие сертификата качества, а препарат кларитин и вовсе был ввезен в Россию под видом другого лекарственного средства. Только в течение апреля 2002 г. на аптечных складах Екатеринбурга было обнаружено свыше пяти наименований лекарств, запрещенных к продаже и с истекшим сроком годности. В Новосибирском филиале "Биотека" в 54 случаях было отказано в выдаче сертификатов, в основном по причине брака и фальсификата. Увы, схемы распределения фальсификата и нарушения в таможенном оформлении зачастую остаются вне поля зрения правоохранительных органов и контролирующих учреждений Минздрава.
Отметим, что новые правила российской сертификации были названы Всемирной организацией здравоохранения передовыми и были рекомендованы странам, где контроль за медикаментами еще не носит систематического характера. Мировое медицинское сообщество понимает, что только такие жесткие меры способны давать оценку качеству продукции фармацевтических компаний и положить конец беспределу, творящемуся на рынке.
Вместе с тем в Минздраве пока никак не комментируют ситуацию, но из неофициальных источников стало известно, что в самое ближайшее время наладить сертификацию лекарственных средств все же удастся.