0
3240
Газета Наука и технологии Интернет-версия

04.09.2002 00:00:00

Роддом для кибернетических организмов

Тэги: рединг, киборг, микрочип


В марте этого года зарубежные и российские СМИ, в том числе и "НГ", сообщили об уникальной операции, которой подверг себя британский профессор кибернетики Кевин Уорвик. В запястье левой руки ему был имплантирован кремниевый микрочип и подсоединен к срединному нерву, то есть непосредственно к нервной системе. Это дало Уорвику возможность напрямую взаимодействовать с компьютером и - основание для того, чтобы назвать себя первым в мире киборгом.

До конца июня была запланирована серия экспериментов, результаты которых и должны показать, насколько реалистичны были все эти ожидания. Автор этого материала побывала в Университете Рединга (Англия) и увидела своими глазами, что происходит в лаборатории профессора, которую сам он в шутку окрестил "Madlab" ("безумная").

Я познакомилась с профессором Уорвиком пять лет назад, когда он еще не был так известен широкой публике. В то время он работал над созданием "умных" роботов, которые умели делать невероятные вещи - одни сами, подобно ребенку, учились ходить, другие могли находить источник питания и самозаряжаться, третьи - общались друг с другом.

Потом, года через полтора, Уорвик представил журналистам свое новое детище - "Умный дом", компьютеризированную систему, которая может оперативно реагировать на запросы хозяина: от установки нужной температуры в помещении до приготовления кофе. В самый разгар презентации Уорвик объявил, что приготовил всем сюрприз. Он завернул рукав рубашки и показал свежий хирургический шов, а затем ловким жестом фокусника вынул откуда-то микрочип и заявил, что точно такой же накануне был имплантирован в его руку. Затем последовало заявление о том, что это лишь первая попытка, что он уговорил доктора вживить чип подкожно всего на неделю, и обещание, что в следующий раз чип будет имплантирован напрямую в нервную систему и это даст возможность передавать компьютеру свои нервные импульсы и даже эмоции, устанавливать обратную связь с ПК и, наконец, установить подобную связь через компьютер с другим человеком или несколькими людьми...

Помню, какой шок вызвал этот прожект у сидевшего в зале местного хирурга. "Я поддался на уговоры, сделал эту операцию и мечтаю поскорее изъять чип, - сообщил он позже. - Но нервная система - это уж слишком!"

Но Уорвик сдержал обещание, добился наконец официального разрешения на подобную операцию (что в Англии практически невозможно было сделать), нашел подходящую клинику, и микрочип площадью около 9 квадратных миллиметров оказался связанным со срединным нервом его левой руки. Сотни микроконтактов были выведены наружу в области предплечья и подсоединены к специальному устройству - передатчику электрических импульсов. Серию экспериментов профессор проводил в своей лаборатории все с тем же легкомысленным выражением лица. И снова трудно было отделаться от ощущения, что все происходящее несерьезно.

Эксперимент первый. Ассистент подключает выведенные из руки Уорвика провода к компьютеру, затем профессор сжимает кулак, и через пару секунд на дисплее появляются графические сигналы, напоминающие кривую на кардиологическом мониторе. Они доказывают, что связь установлена, что микрочип справляется со своей задачей. Затем к компьютеру подсоединяют механическую руку - устройство, напоминающее рукавицу. Может ли чип передавать через ПК сигналы, идущие от руки Уорвика, механическому предмету? Выяснилось - может: рука-робот ответила похожими движениями!

"Это означает, - заявил Уорвик, широко улыбаясь, - что микрочип, имплантированный в нервную систему человека, может передавать сигналы, идущие из его мозга, в компьютер и затем - роботу. Я могу таким образом управлять роботами и вообще осуществлять контроль над машиной". Что позже и было продемонстрировано.

Усилиями руки с вживленным микрочипом профессор заставлял двигаться в определенном направлении маленькую лего-машинку - его команды трансформировались в инфракрасные сигналы. В другом эксперименте был задействован крупный робот Нибблер с небольшим "стадом" из четырех Дидди-роботов размером поменьше. Настроение Нибблера постоянно меняется, он может быть то добрым, то агрессивным, то ухаживать за своими "овечками", подобно пастуху - собирая их в стадо, то яростно расталкивать их. Профессору Уорвику удалось управлять настроением Нибблера и удерживать под контролем всех маленьких Дидди.

Затем был проведен эксперимент с другим компьютером, на дисплее которого был изображен виртуальный человек в виртуальном доме. Профессор, используя те же движения левой руки, заставил курсор двигаться. Не вставая из-за стола, не говоря ни слова, он выключил настольную лампу в лаборатории, включил кофеварку, закрыл окно, завел будильник - как если бы в руках у него был пульт управления.

Спустя несколько дней серия экспериментов была продолжена, и я застала его группу в лаборатории за весьма необычным занятием (как будто до сих пор эти занятия были обычными) - Уорвик пытался передать компьютеру сигналы испытываемой им боли и затем, после трансформации, "получить" свои ощущения обратно. Для этого ассистенты должны были осторожно подавать на электроды, вживленные в руку, заряды электрического тока. Насколько сильным должен быть заряд, чтобы компьютер "почувствовал" человеческую боль, так и не удалось выяснить - эксперимент был остановлен.

Потом был эксперимент с украшениями, созданными молодой студенткой факультета кибернетики. Украшения эти меняют цвет и форму в зависимости от настроения хозяина, и профессору удалось достичь эффекта хамелеона посредством того же микрочипа.

И, наконец, кульминация. В течение долгого времени Кевин Уорвик лелеял мечту о том, чтобы посредством того же микрочипа установить связь с другим человеком, конкретнее - с женщиной, собственной женой. Он был убежден, что таким образом можно уловить сигналы, идущие друг от друга, которые невозможно почувствовать в повседневной жизни. Ощущения удовольствия, раздражения, эмоционального напряжения, желания - словом, искусственно созданная телепатия. Об участии в эксперименте Ирены Уорвик - второй жены профессора, с которой он познакомился в Праге, на родине роботов (ведь именно чешский писатель Карел Чапек изобрел это словечко - "робот"), во время научной конференции, - объявлялось с самого начала, и это, безусловно, было самым интригующим моментом. Однако Ирена, которая активно протестовала еще против первой операции мужа, с трудом поддавалась на его уговоры и оттягивала решение до последнего момента. Даже месяц назад, когда многие британские газеты обошли фотографии семейной пары с подписью "Мистер и миссис Киборг", она еще сомневалась.

Но Ирена в конце концов решилась на эксперимент под влиянием очень разумного соображения - насколько вообще разумными могут быть соображения в подобной ситуации.

"Если кому-то и суждено быть виртуально связанным с Кевином, то пусть это буду я, его жена, а не какая-то другая женщина, - призналась она. - Хотя мне, конечно, хочется испытать новые ощущения, эмоции и, может быть, лучше понять, что чувствует он".

Ирена рассказала немного о себе, о знакомстве с Уорвиком и о своем отношении к его экспериментам. Рассказ этот был отрывистым, кратким и почему-то показался грустным. "Я знаю, что Кевина ничто не может остановить, - призналась она. - Он увлечен своим делом настолько, что риск потерять руку или остаться частично парализованным не берется во внимание".

Ирене сделали несложную имплантацию - микрочип был вживлен подкожно и очень ненадолго. Удалось ли супругам ощутить "дополнительную" связь - трудно сказать, хотя оба уверяют, что испытали чувство новизны. В любом случае, как заявляет Уорвик, это только начало, он будет продолжать эксперименты, и очень скоро на Земле появится сообщество ему подобных "киборгов".

Некоторое время назад микрочип из руки профессора был успешно удален, рука не пострадала. Уорвик закончил свою новую книгу "Я - Киборг", которая уже широко анонсирована и вышла 1-го августа. Она, как и предыдущие, наверняка будет пользоваться огромным успехом у широкой публики и вызовет презрительные или негодующие отклики у публики научной. Многие коллеги называют Уорвика не иначе как "клоуном", а его эксперименты - "техническими фокусами". Его это не расстраивает и не останавливает: "Многие могут в течение всей своей жизни лишь рассуждать о том, что возможно, а что нет, что может случиться, а что не может, а я пробую и проверяю. В этом разница между нами".

Его подход можно назвать утилитарным: "Мы не находим ничего странного в том, чтобы делать машины все более совершенными, почему же мы привыкли считать, что нельзя усовершенствовать человека? То, чем я занимаюсь, даст нам, человеческим существам, дополнительные преимущества". Если то, что делает Уорвик, можно охарактеризовать как науку, то это прежде всего "наука эксперимента", стиль, которому были привержены ученые прежних столетий.

Об этих экспериментах можно было бы говорить лишь как "о технических фокусах", если бы, к примеру, не жизнь парализованного актера-супермена Кристофера Риива, которая стала гораздо легче после того, как он начал пользоваться компьютеризованным "чудо-креслом", изобретенном Уорвиком. И не жизни теперь уже многих пожилых и прежде беспомощных людей, которые также стали гораздо проще после того, как они воспользовались системой "Умный дом".

О нем самом можно говорить как о "шуте", поскольку внешне он действительно ничем не напоминает классический образ с седыми вихрами или серьезную личность, затянутую в костюм. Результаты своего труда он старается разыграть в виде шоу так, чтобы заинтересовать самых разных людей - от школьников до бизнесменов. И последние находят в этих "технических фокусах" немало полезного - так, например, недавно на автозаводе "Пежо" был усовершенствован конвейер.

Работы и исследования факультета кибернетики Университета Рединга спонсируют очень крупные компании, такие, как BP, British Gas, Unilever, British Telecom, Sony, Sun Microsystems и другие. Так что за этими "фантастическими", "безумными" экспериментами последних трех месяцев, которые могут оказаться бессмысленными, а могут привести к самым неожиданным последствиям, - сотни реальных и конкретных идей, которые уже воплощены и работают, тоже по-своему совершенствуя человечество.

Рединг-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
755
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
667
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
659
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
748

Другие новости