В начале апреля 2001 года в Каспийском море произошло невиданное ранее событие - погибло очень много анчоусовой и большеглазой кильки, обитающей на относительно больших глубинах. Больше всего мертвых рыб скопилось у мыса Ракушечный вдоль восточного побережья. При вскрытии убедились, что никакими болезнями кильки не болели, однако ученых насторожило то, что в их жабрах и мышцах были газообразные включения. Дамир Катунин из КАСПНИРХ (Астрахань) и Борис Голубов из Института динамики геосфер РАН полагают причиной смерти килек особо мощные подземные выбросы сероводорода и метана в средней части котловины Каспия, вызванные хозяйственной деятельностью человека.
Техногенного загрязнения анализ морской воды в этой части моря не выявил. Но на космических снимках видно, что в начале апреля воды Каспия пришли в движение - нижние холодные слои внедрились в верхние теплые. Масштабы этого явления оказались столь большими, что специалисты, до той поры обсуждавшие перегрев морских вод, забеспокоились, а не замерзнут ли они вдруг. Через две недели все пришло в норму. Резкое охлаждение вод на Среднем Каспии сопровождалось обеднением их кислородом, причем такого низкого уровня не было с начала прошлого века, когда только начинали наблюдения.
Специалисты полагают, что в этом есть немалая вина человека, который на протяжении полутора столетий нещадно эксплуатирует недра вокруг Каспия и под ним: разрабатывает множество месторождений полезных ископаемых, особенно нефти и газа, воздвигает грандиозные гидротехнические сооружения в бассейне моря, провел в обрамлении Каспия более полусотни подземных ядерных взрывов. Все это в конечном счете нарушило прежде спокойные пространства земной коры, возбудило повышенную сейсмичность региона, где подземные воды и газы находятся под высоким напором, его резкое перераспределение заставило чаще извергаться множество грязевых вулканов, сосредоточенных в основном под дном Южной котловины Каспия и вокруг.
История апрельской трагедии 2001 года с килькой представляется теперь так. Земная кора под дном Среднего Каспия, судя по данным морской геофизики, рассечена множеством активных разломов, особенно опасны из них те, что примыкают к Апшеронскому полуострову. Вдоль одного из таких разломов в начале 2001 года начались сейсмические толчки средней силы. Вслед за этим "сработали" подводные грязевые вулканы, взорвавшиеся мощными потоками токсичных газов - сероводорода и метана, затем усилилась разгрузка подземных вод и газов по весьма коварному разлому, рассекающему дно и осадочные толщи в районе Казахского залива, что в восточной части Среднего Каспия.
"Коварство" этого разлома проявилось в начале 1980-х годов, когда он завалил буровую установку нефтяников, и по сей день лежащую на дне моря в окружении грифонов - струй, восходящих из недр вод и газов. Водолазы установили, что на металлических конструкциях буровой не селятся живые организмы, значит, грифоны насыщены токсинами. К тому же, согласно геофизическим данным, этот разлом мог возбуждаться от более мощных толчков, зарегистрированных около Апшеронского полуострова. Море, принявшее в себя огромные объемы газа, бурлило, его воды охладились, погибло много кильки.
Каспийское море разлито над толщей осадочных пород, в которых под большим давлением запечатаны подземные воды, нефть и газы. О наличии большого количества газов свидетельствуют кристаллы газогидратов в донных осадках на Среднем Каспии. Эти полезные ископаемые образуются там, где есть выбросы глубинного газа, и этот процесс может вызвать резкое понижение температуры. Ученые даже подозревают, что на дне моря могут бить термальные ключи, отравляющие все вокруг мышьяком.
Геологи уже давно следят за районом Каспийского моря - там усиливается сейсмическая активность, и вся морская впадина поднимается над окружающей территорией, причем со скоростью большей, чем растут Альпы, Карпаты или Балканы - молодые горные страны. Учитывая, что многокилометровые осадки Каспия полны газов, вырывающихся на свободу, чуть только потрясет, можно ожидать неприятностей и в дальнейшем.