Как стало известно, в конце июня двое ученых из Гарварда - китайский гражданин Джанг Ю Джу и американец японского происхождения Кайоко Кимбара - были арестованы и препровождены в калифорнийскую тюрьму для последующей экстрадикции в штат Массачусетс. Обоим грозит 25-летнее заключение и по 750 тыс. долларов штрафа - за кражу, контрабанду из штата в штат, а также за перепродажу непоименованной японской компании (она изъявила желание активно сотрудничать со следствием) генетических материалов, принадлежащих гарвардской лаборатории. С помощью этих генетических материалов, в частности, можно создать лекарство, препятствующее отторжению трансплантированных органов.
История такова. С 1997 года оба ученых работали над этой темой в лаборатории клеточного биолога Фрэнка МакКеона. В начале 2000 года им удалось выделить два гена, с помощью которых можно лечить заболевания иммунной, кардиоваскулярной и нервной систем.
В канун Рождества, не говоря никому ни слова заранее, друзья увольняются из Гарварда и той же ночью крадут из лаборатории примерно 20 коробок с образцами, с которыми они работали, и отправляются в Техас, на новую работу в Техасском университете, заодно передав часть образцов той самой неназванной японской фирме.
И хорошо бы, если бы это был единичный секрет. Так ведь нет, простите, здесь намечается уже совершеннейшая тенденция!
Ровно год назад прокуратура США выдвинула обвинение против Такаши Окамото, исследователя Кливлендского клинического фонда, в том, что он выкрал из Кливлендской клиники генетический материал и с помощью своего друга, тоже японца, контрабандно переправил его в Японию, в распоряжение Института физических и химических исследований (РИКЕН).
Такаши Окамото, тридцатидевятилетний исследователь, с января 1997-го по июль 1999-го действительно работал в Кливлендской клинике, где занимался исследованиями возможных причин болезни Альцгеймера и методов ее лечения, затем неожиданно уволился, уехал на родину, где сразу же получил место в РИКЕНе, весьма престижной японской научной организации. Обвинение застало его в Японии.
По словам обвинителей, Окамото вместе с непоименованным "доктором А" проник ночью в лабораторию, изъял оттуда генетический материал и спрятал его в доме "доктора Б", где временно проживал. С неизъятым из лаборатории генетическим материалом Окамото поступил по-украински, следуя поговорке "Нэ зъим, так понадкусую": он вылил реактивы в раковину, а затем заменил их водопроводной водой. Затем упаковки с украденными пробирками он якобы передал своему другу Хироаки Шеризаве, исследователю из Медицинского центра Канзасского университета, который спрятал их у себя, а позже помог Окамото нелегально переправить их в Японию. В тот же день Окамото внезапно уволился и улетел в свою страну вечно восходящего солнца.
Ситуация усугубляется тем, что Америка и Япония отчаянно соревнуются друг с другом, пытаясь найти способ излечить болезнь Альцгеймера - основную причину старческого слабоумия - или по крайней мере замедлить ее течение. РИКЕН - государственное учреждение, на 98% финансируемое из бюджета. Если обвинения против Окамото подтвердятся (а ему грозит 15-летнее заключение), будет обвинен не только он, но и вся Япония - как страна, где практикуется государственный промышленный шпионаж...
Руководители РИКЕНа в шоке, они не верят обвинениям и пока довольствуются объяснениями самого Окамото, который, как и Шеризава, в настоящее время находящийся под арестом, полностью все отрицает. Окамото так и не был подвергнут экстрадикции. Шеризава, его подельник, арестован и скоро предстанет перед судом. Ему грозит 15-летнее заключение.
То есть получается - ученый(е) работает над какой-то биологической темой, касающейся генетики, потом уходит в другое место, забирает с собой свои результаты и собирается качать из этого кровные┘ пока что иены.
Понимаете? Получается так, что в научном криминале (кража древностей, изготовление наркотиков и т.д.) прочно обосновывается новый сектор - кража генов. Почему-то в этом бизнесе на первый план выходит Япония.