Сложившаяся в настоящее время система управления научно-техническим развитием в нашей стране в своих главных, основополагающих чертах остается неизменной на протяжении почти уже полувека. Попытки реформирования, предпринятые в начале 1990-х годов, сыграв, безусловно, положительную роль, не решили главной проблемы: создания современной системы управления научно-техническим развитием страны.
Единственное, чем отметилось нынешнее правительство в деле сознательного реформирования научно-технической сферы - упразднением Министерства науки и технологий в мае 2000 года. Его функции были переданы в очередной раз (в третий или в четвертый) созданному Министерству промышленности, где и утонули в море проблем ведомства-гиганта. Поскольку никакого продолжения с реформами в научно-технической сфере не последовало, то эта акция до сих пор выглядит как загадочная и случайная. Тем не менее в силу очевидных причин использование в научно-технической сфере управленческих схем, во главу угла которых ставится министерство, не может дать желаемого результата по повышению эффективности научно-технической политики, если только не наделить соответствующее ведомство функциями суперминистерства, что абсолютно нереально.
Возглавить такую систему должен динамичный орган, включающий в себя ведущих представителей всех главных управленческих структур, задействованных в формировании и реализации научно-технической политики.
Такой орган уже создан и действует - Правительственная комиссия по научной и инновационной политике, возглавляемая председателем правительства. Необходимо превратить его в основной регулирующий и координационный центр, несущий всю полноту ответственности за выработку и реализацию политики в научно-технической сфере. Наряду с этим правительственная комиссия должна решать проблемы финансирования и организационно-правового обеспечения научной и инновационной деятельности. Она также должна отвечать за прогнозирование возникающих проблем, с которыми может столкнуться в обозримом будущем страна, и за разработку упреждающих мер к их преодолению.
Аппарат комиссии должен подчиняться секретарю комиссии (государственный секретарь по научной и инновационной политике) в ранге не ниже министра. По поручению председателя комиссии (функции которого целесообразно сохранить за премьер-министром) секретарь отвечает за работу аппарата и советов при комиссии или подкомиссиях. Он представляет председателя комиссии в палатах Федерального собрания.
Основные задачи правительственной комиссии по научной и инновационной политике: разработка списка национальных приоритетов в сфере науки и техники и перечня критических технологий, с распределением ответственности за их разработку между министерствами и ведомствами; создание перечня государственных научно-технических программ; подготовка договоров о международном научно-техническом сотрудничестве и программы международного научно-технического сотрудничества; защита и использование государственной интеллектуальной собственности; разработка и реализация совокупности юридических, экономических и организационных мер по стимулированию научно-технической и инновационной деятельности.
Важнейшей функцией правительственной комиссии останется подготовка и внесение в установленном порядке проекта федерального бюджета в части финансирования науки, а также реализация годовых планов бюджетного финансирования Российской академии наук, других государственных академий, значимых для реализации научно-технической политики министерств и ведомств.
Наличие на верхнем уровне формирования научно-технической и инновационной политики комиссии вместо министерства делает более динамичным и оперативным процесс принятия решений и повышает уровень их директивности.
Учитывая сложную структуру научно-технического потенциала страны, наличие ряда масштабных задач по развитию его отдельных составляющих и возможность их параллельного решения в рамках единой научно-технической и инновационной политики, необходимо создать ряд специализированных агентств, которые непосредственно будут воплощать в жизнь решения правительственной комиссии по научной и инновационной политике. Фактически процесс создания таких агентств был начат еще в 1990-х годах. Так, по сути, агентствами являются Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд, Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, необходимо создать новые агентства, чтобы сформировать целостную систему управления научно-техническим и инновационным развитием страны. Количество, структура и задачи таких агентств - предмет обсуждения.
Представляется жизненно важным сопроводить предлагаемые реформы системы управления научно-техническим и инновационным развитием перестройкой взаимоотношений в системе "образование-наука-производство", основные направления которой еще в 80-х годах были разработаны в рамках Комплексной программы научно-технического прогресса. В качестве первого шага на этом пути можно было бы решить вопрос о передаче ряда ведущих вузов под двойное подчинение Российской академии наук и Минобразования с включением вопросов научно-образовательного процесса в сферу деятельности отделений РАН.
Описанная совокупность мер вместе с программой развития инновационной деятельности, о чем говорилось выше, могли бы составить важнейшие элементы реформирования всей системы общественного производства.
=== ТАБЛИЦА ===
Эволюция ведомства, отвечающего в России за науку и научно-техническую политику (1991-2002)
Период Название Руководитель
декабрь 1991 г. - Министерство науки, высшей школы Салтыков Борис Георгиевич
февраль 1993 г. и технической политики РФ
февраль 1993 г. - Министерство по науке Салтыков Борис Георгиевич
август 1996 г. и технической политике РФ
август 1996 г. - Государственный комитет Фортов Владимир Евгеньевич
март 1997 г. по науке и технологиям РФ
март 1997 г. - Министерство науки Фортов В.Е. (август 1996 г. - апрель 1998 г.);
май 2000 г. и технологий РФ Булгак Владимир Борисович (апрель 1998 г. -
сентябрь 1998 г.);
Кирпичников Михаил Петрович (сентябрь 1998 г. -
май 2000 г.)
май 2000 г. - Министерство промышленности, Дондуков Александр Николаевич (май 2000 г. -
по н/в науки и технологий РФ октябрь 2001 г.);
Клебанов Илья Иосифович (17 октября 2001 г. -
по н/в)