Антиглобалист в экономике использует в качестве аргумента отрицательные последствия неожиданных экономических (финансовых) кризисов в различных точках (странах) земного шара. Эти кризисы зачастую связаны с быстрой и массированной спекулятивной перекачкой крупных финансовых средств из одних стран в другие. Может быть, эти аргументы имеют под собой реальную основу?
Общепринято считать, что долговременные процессы развития в мире как на региональном уровне, например на уровне цивилизаций, так и на глобальном уровне, то есть в планетарном масштабе, проходят три фазы развития: роста, процветания и спада (фазы I, II, III). Важно также, что временной масштаб этих фаз составляет многие сотни и тысячи лет. Для удобства дальнейшего обсуждения обозначим это характерное время как Tглоб.
Давайте выделим как бы с помощью "временной лупы" на кривой роста (фаза I) мини-интервал с длительностью 100-300 лет. Важно, что временной масштаб кривых роста отдельных научно-технических революций, крупных технологий и изобретений гораздо меньше, чем Tглоб. В среднем эти временные интервалы лежат в области от нескольких лет до нескольких десятков лет. Этот характерный временной интервал обозначим как Ттехн.
Финансовая система должна "адиабатически" подстраиваться под требования материального производства, другими словами, обеспечивать и стимулировать вложение средств в развитие новых технологий. Для этого необходимое время реагирования финансовой системы (обозначим его Тскач) должно быть более коротким, чем время развития Ттехн. Только в этом случае можно реализовать требуемую автоподстройку с помощью отрицательной обратной связи. Скажем, 10-100-кратное уменьшение по сравнению с Ттехн. в принципе вполне достаточно для успешного функционирования обратной связи с рассогласованием, то есть с колебаниями менее 1-2%.
Реальный временной масштаб случайных колебаний на финансовом рынке (обозначим его Тфин) на много порядков величины короче, чем требуемое время. И это в принципе не столь уж катастрофично для функционирования обратной связи, если возникающие быстрые рассогласования имеют малую амплитуду. Но в реальности систематически происходят очень резкие, быстрые взлеты и падения асимметричного типа. Характерное время таких скачков (Тскач; по существу, это время финансовой "паники") гораздо меньше требуемого времени реакции финансовой системы.
Ключ к пониманию природы скачков с характерным временем Тскач дал американец Джордж Сорос в своей теории рефлексивности (см. книгу Сороса "Алхимия финансов", кстати, очень интересную не только для финансистов). Дело в том, что математические уравнения, описывающие рост и падения на финансовом рынке, недостаточны для понимания проблемы. Сорос ввел в систему человека, участника финансовой ситуации, который пытается понять ситуацию (cognitive фаза) и принять решение (participating фаза), которое может быть как правильно, так и неправильно.
Естественно, возникает вопрос, как устранить эти быстрые, часто разрушительные скачки, которые не являются необходимыми, для того чтобы финансовая система могла обслуживать развитие материального производства. Разумеется, мы не можем влиять прямо на время рефлексивности Треф, так как это будет противоречить принципу свободы выбора и действий участников финансовой ситуации. Однако это не исключает возможности создания механизма, который позволил бы исключить образование скачков путем случайного, сложного суммирования участников с различными малыми Треф.
С общей точки зрения, необходимо так изменить скорость перемещения финансовых потоков на фондовом, валютном и других рынках, чтобы удовлетворить как условиям требуемой эффективности, так и сохранить достаточный интерес участников финансовой ситуации к активным действиям. Рассмотрим несколько версий способа, который вводят некоторые новые "недетерминистические" механизмы формирования времени скачка из времен скачка многих участников. Цель - существенно удлинить Тскач, приблизив его к целесообразному, требуемому времени реакции финансовой системы и, как следствие, к существенному уменьшению амплитуды скачка.
Можно ввести случайную задержку времени ЖТ с распределением W(ЖТ) для электронной реализации решения о финансовой операции на фондовом, валютном и т.д. рынках. Среднее значение случайной величины ЖТ должно быть таким, чтобы исключить возникновение "паники". По существу, это есть искусственное увеличение времени рефлексивности Треф случайным образом. Это, конечно, ограничивает реализацию свободы выбора участников финансовой ситуации. Однако и это можно учесть, если ввести дополнительный налог (возвращаемый позже) для тех участников, которые хотят осуществлять крупные финансовые операции с коротким, но тем не менее случайным ЖТ.
Участники финансовой ситуации с малыми суммами дают относительно малый вклад в формирование скачков. На них эта случайность не будет заметно влиять при правильном программировании случайного распределения W(ЖТ). Но для крупных спекулянтов возникнет заметный риск того, что их операции имеют шанс быть задержанными на некоторое случайное время ЖТ. Поэтому следующее решение крупного участника финансовой ситуации будет неопределенно растянуто во времени в некоторых пределах, определяемых случайной функцией W(ЖТ).
Само программирование и использование метода случайных задержек во времени, конечно, должны находиться под контролем международных финансовых организаций и, разумеется, должны быть неизвестны участникам финансовой ситуации.
Интуитивно мне кажется, что предлагаемая схема может существенно увеличить длительность скачков, одновременно снизив их амплитуду. Однако эти качественные соображения требуют серьезного математического моделирования и, возможно, экспериментальной проверки. Возможно, что это окажется полезным для создания более стабильной, хотя и неравновесной финансовой системы.