Сейчас, когда с реликтовым гоминоидом (он же - див, леший, йети, снежный человек и прочая...) картина относительно ясная (дикие антропоиды, древние и современные, в массе своей - не миф и не галлюцинация), остаются еще малоизученные боковые ветви гоминоидного древа. Речь идет о русалках. Логика подталкивает к выводу, что, всего вероятнее, "нимфы, наяды, русалки, пери, ар-сурри, вирь-авы, богинки, берегини, полудницы, лобасты и лопасти" (синонимы русалок у разных народов) - все они суть матери, жены, сестры и дочери вышеперечисленных косматых "джентльменов".
Но вот что странно. Лешие у многих авторов различаются лишь ростом и мастью. А вот русалки от головы до пояса примерно одинаковы, но ниже... У той, что "на ветвях сидит", имеются ноги, а у другой - "хвост чешуею змеиной покрыт".
Но есть данные не только фольклорные. Криптозоолог М.Г. Быкова приводит случай из недавних времен. Западная Сибирь. Лесозаготовки. Действующие лица: рассказчица М.Сергеева, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова. 4 июля 1952 года вся компания отправилась на рыбалку. Молодые люди обнаружили незнакомое озеро. "Вода в нем оказалась такой чистой, что все камешки на дне были видны. Таня и Алексей решили искупаться, я же только сняла платок и, положив его на какую-то корягу, присела рядом.
Алексей был уже в воде и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и бросилась в лес. Я взглянула на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидела, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею плыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица. На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнула и, вскочив, рванула его за волосы из воды. Заметила при этом, как зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.
Мы и опомниться не успели, как дед оказался рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и только после этого облегченно вздохнул... <...> Лет сорок назад, молодым парнем, он... <...> попал на то озеро. Решил искупаться и... завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнил благословение матери... И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью оттолкнула его, да с такой силой, что он оказался на берегу..."
В этом тексте нет никакого намека на рыбий хвост. И, казалось бы, фольклористика и демонология не оставляют места для химерического существа с рыбьим хвостом! Но как-то ведь надо понять, откуда взялся этот образ? Некоторые натуралисты пытались объяснить "рыбообразие" нижней части тела русалок (и водяных-"русалов") тем, что морякам древности и Средневековья не раз приходилось наблюдать настоящих морских сирен, то есть дюгоней и ламантинов - морских млекопитающих, близких к моржам и тюленям. Моряки принимали их за прекрасных морских дев. Но - снова "но"...
В 1987 г. в Новосибирске вышла уникальная книга - "Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири", собранные В.П. Зиновьевым. Среди многих есть сообщения, которые к мифологическим относятся чисто условно. В их числе - рассказ местной жительницы, в детстве дважды видевшей русалку.
Девочка, поившая ночью коня в озере, увидев, что на противоположном берегу сидит женщина и расчесывает волосы, решила, что это знакомая старушка "прибрела и моется". Мать девочки усомнилась: "Че она ночью-то мыться будет?" Через день девочка снова поила коня и, опять увидев ту же картину, решила разрешить сомнения: "Конь-то пьет, а я говорю: "Ты че, бабушка Михайловна, ночью моешься?"
Она как в воду-т - бух! Конь-то у меня со всех ног..."
Как будто ничего особенного. Но концовка рассказа совсем не мифологического характера: "Ее потом Сафонов убил, эту русалку. Из воды вытащил и показывал. У нее голова и руки, тело-то человечье, а ниже - хвост рыбий. Черный такой, в чешуе". И хоть в фольклорном сборнике, но на народное творчество не похоже.
И совсем неожиданное - в журнале "Наука и жизнь" (# 4, 1991 г.). Реферат статьи американского зоолога К.Банзе "Основы биологии русалок" (опубликованный в 1990 году в международном научном журнале "Лимнология и океанография"), автор которой без всякой иронии относится к многочисленным в прошлом свидетельствам о человекообразных существах, обитающих в воде.
"Детали описаний и изображений таких существ во многом сходятся начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладала бинокулярным зрением... У русалок характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге... Нижняя часть тела не имеет конечностей и изображается обычно с чем-то вроде хвостового плавника рыб, но на самом деле это скорее нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. Рыбья чешуя - лишь свидетельство того, что художники обычно сами не встречались с этими животными. На самом деле задняя часть тела, видимо, была покрыта ороговевшими складками кожи".
Трудно, конечно, отнестись к этой публикации с полным доверием... Но все-таки: кого убил Сафонов?