Предыстория разворачивающейся сейчас коллизии вокруг финансирования отраслевой науки такова.
В СССР существовал Единый фонд поддержки науки и техники. В 1991 году этот фонд прекратил свое существование. Вместо него решено было образовать систему отраслевых фондов НИОКР (с 1998 года - фонды научных исследований и экспериментальных разработок, НИЭР). Эти фонды формируются за счет добровольных взносов предприятий всех форм собственности в размере до 1,5% себестоимости своей продукции, с отнесением этих расходов на себестоимость продукции. При этом предприятия и организации имеют право сокращать налогооблагаемую базу на сумму произведенных целевых отчислений в ОФ НИЭР, одновременно освобождаясь от уплаты НДС в процессе финансирования разработок из средств ОФ НИЭР. В соответствии с порядком, установленным правительством России, 25% всех средств ОФ НИЭР аккумулируется в Российском фонде технологического развития Минпромнауки для решения крупных межотраслевых проблем, разработки новейших технологий, имеющих общегосударственный характер, научно-технической поддержки новейших отраслей и производств.
Однако вступивший в силу с 1 января 2002 года новый Налоговый кодекс фактически перекрывает финансовые потоки, за счет которых еще хоть как-то у нас в стране существовало то, что называется прикладной наукой. Принятый Государственной Думой РФ и подписанный 6 августа 2001 г. президентом РФ Федеральный закон "О налоге на прибыль организаций" не предусматривает условий для функционирования отраслевых фондов НИОКР. Более того, четко оговаривается, что деньги предприятий, перечисленные в РФТР, не изымаются из налогооблагаемой базы. (Для сравнения: в Австралии, Бельгии и многих других странах в случае использования части прибыли на оплату НИОКР налогоплательщик получает налоговую льготу, превышающую (до 300%) объем средств, использованных на эти цели из прибыли.)
"Надо говорить прямо, - заявляет заместитель председателя комитета по бюджету и налогам ГД РФ, доктор экономических наук Оксана Дмитриева, - отраслевые фонды НИЭР фактически уничтожаются. Я не представляю, какую нужно иметь эффективность производства, чтобы предприятия отчисляли в эти фонды средства после налогообложения".
Уже подсчитано, что в 2002 году с уничтожением этих фондов отраслевая наука потеряет в целом 8 миллиардов рублей. "Компенсировать это бюджетными средствами не представляется возможным - это больше трети всех ассигнований на науку: 30 миллиардов рублей - все ассигнования на науку, в том числе 15,5 - на фундаментальные исследования, 14,8 - ассигнования на перспективные технологии и приоритетные направления научно-технического прогресса. Так что из средств, которые шли на прикладные исследования, эти 8 миллиардов рублей - больше половины", - подчеркивает Оксана Дмитриева.
Между тем речь идет ни много ни мало о системе фондов НИОКР общим числом 87. Они образованы при федеральных министерствах и ведомствах, ассоциациях, союзах и объединениях, коммерческих организациях и охватывают тысячи наиболее развитых предприятий и организаций оборонного комплекса и гражданской промышленности, реализующих проекты НИОКР практически для всех отраслей народного хозяйства.
По словам Оксаны Дмитриевой, особенно рьяно настаивало на отмене нормы о включении расходов на науку в себестоимость продукции налоговое подразделение Минфина. "Мне не совсем понятна позиция правительства, - подчеркивает в этой связи Оксана Дмитриева. - Зачем рушить в науке, которая и так дышит на ладан, созданную систему, исходя просто из каких-то гипотез, которые не до конца учитывают реально сложившиеся механизмы финансирования прикладной науки?"
"Если срочно не заполнить упомянутый пробел, то вместо консолидированных усилий производителей, актуализируемых через фондовые механизмы, мы получим атомарные и сепаратные усилия производителей-одиночек, возможности которых не позволят решать крупных задач технического перевооружения общественного производства, - заявляет генеральный директор РФТР, доктор экономических наук Андрей Фонотов. - Для того чтобы избежать подобного развития событий, необходимо добиться включения в состав расходов на НИОКР отчислений в отраслевые фонды НИОКР и РФТР".
Между тем в Госдуме РФ идет обсуждение закона о внесении изменений и дополнений во 2-ю часть Налогового кодекса. Но это процесс долгий и трудный. Как нам стало известно, сейчас готовится совещание под эгидой комитета по бюджету ГД РФ при участии Минпромнауки, Минэкономразвития, отраслевых фондов НИЭР. Возможно, это последняя экстренная попытка изменить критическую ситуацию.