Степь в Калмыкии - ровная, как стол, и в ясный день ее видно километров на сорок. И тысячи, тысячи курганов - холмов, насыпанных древними кочевниками над могилами умерших сородичей. До сих пор эти курганы хранят множество тайн, разгадкой которых занимаются в Элисте, в Калмыцком институте социально-экономических и правовых исследований правительства Калмыкии и РАН (КИСЭПИ).
В составе института есть государственное предприятие "Археологическая лаборатория", которая занимается охраной исторических памятников Калмыкии. Ее заведующий, археолог Евгений Цуцкин, более двадцати лет ведет раскопки курганов, которые попадают в зону того или иного строительства. Последние четыре года - это напряженная работа по трассе нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. Задействовано несколько иногородних экспедиций, которыми руководят лучшие специалисты по бронзовому веку - Наталья Шишлина из Государственного исторического музея Москвы и Александр Матюхин из Саратовского госуниверситета.
Добыт уникальный материал по древним скотоводческим культурам энеолита и бронзового века, средневековым кочевникам. Ведь мало кто знает, что освоение южнорусских степей началось пять с половиной тысяч лет назад. Как доказали почвоведы, в середине III тыс. до нашей эры влажный теплый климат сменился более сухим и холодным, что вынудило пастухов, обитавших в степях Поволжья и нижнего Дона, перейти к более подвижному образу жизни. Именно с этого периода на огромном пространстве Великой Евразийской степи на несколько тысячелетий воцарилась цивилизация кочевников, потомки которых - калмыки - живут здесь по сей день.
Ученые раскопали и изучили несколько тысяч курганных захоронений. Сложнейший погребальный обряд, красивая посуда и оружие, да и сам курган как архитектурное сооружение могли создать только люди развитой культуры. У них было ткачество и гончарное производство, кузнечное дело и ювелирные мастера.
Летом прошлого года экспедиция на Чограе раскопала погребение майкопской культуры - древнего земледельческого народа, обитавшего в 4 тыс. до нашей эры в Прикубанье. "Это же сенсация: откуда майкопцы - переселенцы с переднего Востока, наследники культур Месопотамии и Леванта - оказались в сухих и жарких степях Калмыкии! - подчеркивает директор института, кандидат философских наук Андрей Горяев. - Вот мы все удивляемся египетским пирамидам, а ведь степные курганы возводили ровесники фараонов, их высота - до 16 метров - и сложность исполнения способны вызвать шок. Вместе с Институтом географии РАН мы получили два гранта Российского фонда фундаментальных исследований на проект изучения почв Калмыкии, в программу входит и палеопочвоведение".
Дело в том, что чисто фундаментальная работа почвоведения, которую ведут сотрудник института Людмила Ташнинова и ее московские коллеги Александр Александровский и Александра Гольева, приобрела любопытную историческую интригу. Ученые предположили, что около тысячи лет назад в Калмыкии могла произойти экологическая катастрофа, виной которой был человек - плодородные почвы в низменностях и балках были засыпаны соленым песком. В X веке после разгрома хазар восточнее Калмыкии, там, где сейчас плещется Каспийское море, а тысячу лет назад были сухие степи, пришли гузы - тюркские кочевые племена. Их хозяйство держалось на овцеводстве, и каждая семья гузов владела стадом в тысячу овец. Овца сильнее прочего скота портит растительный покров: она съедает все растения на участке и объедает травы под самый корень, не оставляя ничего на перегной. Без растительности в степи началась ветровая эрозия - ветра уничтожили почву, открыв морские соленые породы каспийского побережья. Именно эти породы, по гипотезе ученых, ветер принес в Калмыкию. Метр засоленного грунта мог образоваться меньше чем за сто лет. В результате изменился ландшафт местности, образовались совершенно другие почвы и растительный покров.
Элиста