В подмосковном наукограде Протвино состоялась 1-я Международная конференция по системам виртуального окружения на кластерах персональных компьютеров ("VE on PC 2001").
К середине 80-х годов прошлого века в связи с ростом быстродействия компьютеров сложилась ситуация, когда исследователь мог вычислить больше, чем понять. Визуализация стала средством, способным вызвать зрительные образы, ведущие к пониманию динамичного процесса или явления. Трудности анализа огромного количества числовых данных, выдаваемых суперкомпьютерами, и породили новую научную дисциплину, имеющую своей целью использовать уникальную человеческую способность видеть и понимать визуальные изображения для интерпретации больших объемов информации.
Герман Шаров из Тверского госуниверситета сделал доклад "Применение численных методов для описания моделей релятивистских струн". Игорь Никитин (Немецкий научный центр информационных технологий GMD) исследовал методами визуализации особые точки для динамики струн в четырехмерном пространстве. Для наглядности в качестве 4-й координаты используется цвет и на экране отображается движущаяся цветная картинка, которая позволяет рассмотреть особенности поведения объекта. Вместе с коллегами Игорь Никитин нашел новый класс экзотических решений, которые свидетельствуют о нестабильности вакуума.
Директор немецкого Института средств информационной связи (Institute for Media Communication, Franhofer, Germany) профессор Мартин Райзер сделал доклад о системе виртуального погружения CAVE. Оборудование включает комнату 3x3x2,5 метра, стены которой служат экранами, показывающими искусственно созданный мир. Человек одевает специальные стереоскопические очки, прислушивается к звукам, создаваемым специальной акустической системой. Инфракрасные лучи позволяют отслеживать с точностью до 1 см перемещение человека. Компьютер генерирует в качестве окружающей среды джунгли или улицы современного города, по которым перемещается путешественник, физически находящийся на бегущей дорожке.
Определенную сложность составляет подбор входных устройств, отслеживающих реакцию посетителя. Клавиатура или другие привычные устройства (монитор) могут разрушить естественность восприятия и поведения.
Помимо игровых функций данные приборы могут использоваться и в серьезных задачах, например, в управлении роботом-манипулятором, находящимся в агрессивной среде или опасных условиях.
Уникальные возможности визуализации охватывают такие сферы научных исследований, как машинная графика, обработка изображений, обработка сигналов, системы автоматизированного проектирования. Применение визуализации распространяется на исследования в оборонных отраслях науки и техники, в аэродинамике и астрофизике, в космических исследованиях и науках о Земле, при моделировании ядерных испытаний, глобальных изменениях климата и экологии, при реконструкции изображений в медицине и археологии, в исследованиях структуры и функций головного мозга, в математике и теоретической физике... Большой опыт накоплен в области компьютерной анимации, использовании графики в компьютерных играх и создании тренажеров для разных областей человеческой деятельности. Первый семинар по системам виртуального окружения на персональных компьютерах может стать и первым шагом в направлении объединения усилий программистов, инженеров и пользователей.