Практически закончена беспрецедентная международная операция по извлечению атомной подводной лодки "Курск" со 150-метровой глубины. Ученым, экспертам и инженерам еще предстоит проанализировать в мельчайших подробностях этот уникальный технический проект. И одно из центральных мест в этом анализе, несомненно, займет изучение поведения энергетической установки российского атомохода в экстремальных условиях.
"Ядерный реактор, в двадцати метрах от которого был взрыв, не пострадал и до сих пор, между прочим, находится в рабочем состоянии, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" министр по атомной энергии РФ Александр Румянцев. - Вот такие меры принимают специалисты ядерной энергетики, когда отрабатывают свои системы. Они предусматривают и такой экстремальный случай, когда разрушена лодка, а ядерная часть тем не менее была полностью заглушена".
Температура воздуха во время пожара на АПЛ "Курск", который произошел в результате трагедии в Баренцевом море в августе прошлого года, достигала 8 тысяч градусов! "Курск" был затоплен полностью примерно за 8 часов.
"Вы увидите ад, который происходил в лодке, увидите результаты страшного взрыва и пожара, - эмоционально комментировал генеральный прокурор России Владимир Устинов первую видеосъемку поставленной в док подводной лодки. - Вы увидите ту мощь преграды, созданной ученными, которая закрыла путь к реакторному отсеку".
После таких слов кажется чуть ли не научной фантастикой, что радиационный фон в подводной лодке остался в норме. Посты дозиметрического контроля, осуществлявшие мониторинг окружающей среды, зафиксировали в момент извлечения "Курска" средние показатели уровня радиации: на корпусе подводной лодки уровень радиации составил 3 микрорентгена/час, на территории завода - 5-7 микрорентген/час, в поселке Росляково - 5-7 микрорентген/час. (Естественным радиационным фоном Кольского поморья считается уровень радиации до 11-12 микрорентген/час.)
Сегодня на флоте эксплуатируется очень большое число ядерных энергетических реакторов. Их суммарная наработка в реакторо-годах превышала в начале 90-х годов прошлого века примерно на порядок количество и наработку всех отечественных атомных электростанций вместе взятых.
Между тем история атомного подводного флота насчитывает уже почти полстолетия. В 1952 году академики Анатолий Александров совместно с Игорем Курчатовым и Николаем Доллежалем написали докладную записку в правительство СССР, в которой обосновали необходимость и практическую осуществимость сооружения атомной подводной лодки. Их поддержал Вячеслав Малышев - заместитель председателя Совета министров. 9 сентября 1952 года вышло решение за подписью Сталина о работах по созданию атомной подводной лодки. Научным руководителем работы стал Анатолий Петрович Александров. С тех пор сменилось несколько поколений АПЛ.
"Первое поколение продемонстрировало техническую осуществимость создания мощных компактных реакторных установок, их безопасность и надежность, - подчеркивает академик Николай Хлопкин. - Они обеспечили уже первой нашей атомной подводной лодке преимущества по скорости перед американскими. В становлении новой технологии было преодолено много трудностей. Сложной оказалась физика водо-водяных реакторов. Она существенно отличалась от физики уран-графитовых реакторов".
Интересно, что развитие атомного подводного флота происходило в постоянном соревновании между различными направлениями ядерного реакторостроения. Пример тому - соревнование силовых установок с водяным и жидкометаллическим теплоносителями. "Достижение жидкометаллического направления стимулировало работы по усовершенствованию реакторных установок с водяным теплоносителем, - рассказывает академик Хлопкин. - Безопасности и надежности морских ядерных энергетических установок с самого начала уделялось особое внимание. В первую очередь это обеспечивалось высоким качеством изготовления оборудования и отработкой головных образцов реакторных установок на наземных стендах-прототипах в Обнинске и Сосновом Бору. Навыки управления, особенно в аварийных режимах, отрабатывались на тренажерах". В итоге, уже в 1970 году у нас были атомные подводные лодки с подводной скоростью более 40 узлов. По этому показателю мы всегда превосходили и превосходим американские АПЛ.
Но не только высокие тактико-технические качества отечественных морских ядерных реакторов заслуживают особого внимания. По существу, технология лодочных реакторов с водой под давлением создала основу и для атомных станций с корпусными реакторами.
"Мы всегда стремились создать атомные энергетические установки двойного назначения, ибо создание военной и гражданской техники на основе единой технологии очень эффективно для совершенствования и той и другой", - уверен Николай Хлопкин. Именно в реакторных установках для АПЛ были использованы с самого начала такие технические решения, которые сегодня стали обязательными для большой атомной энергетики: активные зоны обладали обратными отрицательными связями по температурам топлива и замедлителя, а реакторные установки имели защитное ограждение в виде реакторного отсека, были заключены в контейнмент - прочный корпус.
Эксперты из РНЦ "Курчатовский институт" еще в 1993 году отмечали, что "благодаря малым габаритам и массе можно использовать корабельные решения по энергетическим установкам и в подземных атомных электростанциях. Комплексная автоматизация, герметичное исполнение оборудования, сведение к минимуму жидких и газообразных отходов, отработанность технологии и высокое качество изготовления благодаря выполнению большей части монтажных работ на машиностроительных заводах - все эти свойства очень хорошо вписываются в концепцию подземной АЭС".